ГОсНИИРГосударственный научно-исследовательский институт реставрации

Лаборатория химико-технологических исследований

Лаборатория (первое название – химико-технологическая лаборатория) была организована в 1966 г. в составе ВЦНИЛКР (Всесоюзная центральная научно-исследовательская лаборатория консервации и реставрации). До 1988 г. лабораторию возглавляла А.В. Иванова, заслуженный деятель культуры, лауреат Государственной премии СССР.

С именем А.В. Ивановой связаны первые шаги в направлении широкого использования синтетических материалов для реставрации всех видов живописи и предметов прикладного искусства в нашей стране и за рубежом.

В результате совместной работы с Ленинградским институтом «Пластполимер» были разработаны и введены в практику реставрации первые синтетические адгезивы класса сополимерных дисперсий. Синтетические материалы нашли применение в реставрации стенописей (СВЭД, ВА-2ЭГА, кремнийорганические олигомеры К-15/3, К-42, растворы полимеров ПБМА и БМК-5); резного золоченого декора (ВА-2ЭГА и СВЭД-50); станковой живописи на холстах (растворы ПВБ); темперной живописи (расслоение икон); реставрации рукописей, археологического текстиля (фторлоны Ф-26, Ф-42).

С середины 80-х годов в практику реставрации были внедрены отечественные сополимерные дисперсии на основе акрилатов. С использованием этих материалов разработаны методики реставрации настенной масляной живописи, станковой масляной живописи на холстах, резного золоченого декора, предметов прикладного искусства из кожи, керамики.

Разработаны методические рекомендации по использованию кремнийорганических олигомеров и оптических эпоксидных смол для реставрации стекла, фарфора, керамики (олигомеры класса силоксанов и силазанов – Полисил, Разакор, СТЫК, МФСНА и др.)

Разработаны и внедрены в практику реставрации предметов из дерева укрепляющие материалы и композиции для восполнения утраченных фрагментов на основе акрилатов модифицированных кремнийограническими олигомерами (Акрисил-95).

С 1996 года при поддержке Российского Фонда Фундаментальных Исследований в лаборатории выполнены научно-исследовательские работы:

  • изучение механизма деструкции стекла и методам реставрации экспонатов с признаками коррозии стекла;
  • изучение процессов консолидации деструктированной сухой древесины;
  • изучение влияния продуктов сгорания свечей на колорит живописи в действующих церквях;
  • изыскание методов укрепления деструктированной кожи;
  • изучение целесообразности использования высокомолекулярных соединений для реставрации экстерьерной керамики на исторических памятниках.

Основные направления деятельности лаборатории:

  • формирование политики в области изыскания, сертификации и внедрения новых материалов для реставрации живописи и предметов прикладного искусства;
  • разработка и внедрение документации, посвященной использованию реставрационных материалов, в частности, методических рекомендаций по применению современных адгезивов, лаков и других реставрационных материалов отечественного и зарубежного производства;
  • консультационная помощь в выборе материалов, контроль за технологией применения материалов и условиями содержания (хранения) реставрированных объектов.

Научная деятельность:

  • изучение физико-химических и эксплуатационных свойств реставрационных материалов;
  • изучение поведения реставрационных материалов в контакте с авторскими в процессе старения на модельных образцах и в реальных памятниках.

Лаборатория химических технологий реставрационных процессов является единственным в России научным учреждением, располагающим сведениями об ассортименте отечественных и зарубежных синтетических адгезивов, консолидантов и покровных материалов для реставрации живописи и предметов прикладного искусства.

Основные достижения:

Авторские свидетельства:

  1. Авторское свидетельство № 294849 от 29 августа 1968 г., Иванова А.В. «Краска для монументальной и станковой живописи».
  2. Авторское свидетельство № 317509 от 26 марта 1970 г., Иванова А.В., Марготьева А.Р. «Способ реставрации изделий из древесины».
  3. Авторское свидетельство № 326094 от 4 мая 1970 г., Иванова А.В., Филатов В.В. «Способ устранения разрушений красочного слоя на художественных произведениях станковой темперной живописи».
  4. Авторское свидетельство № 403581 от 14 марта 1972 г., Иванова А.В., Филатов В.В. «Способ укрепления деструктированного и отставшего от основы грунта позолоты на художественных изделиях».
  5. Авторское свидетельство № 338424 от 22 мая 1970 г., Иванова А.В., Филатов В.В., Бурый В.П. «Раствор для закрепления поверхностного слоя монументальной живописи». 
  6. Авторское свидетельство № 326095 от 4 мая 1970 г., Иванова А.В. и др. «Способ реставрации красочного слоя на художественных произведениях клеевой станковой живописи». 
  7. Авторское свидетельство № 769889 от 12 марта 1979 г., Иванова А.В., Марготьева А.Р., Брегман Н.Г., Яблоков А.П., Успенская З.Р., Розенберг М.Э., Кузьмина Г.Н. «Способ укрепления деструктированного и отставшего от основы грунта на художественных произведениях». 
  8. Авторское свидетельство № 926031 от 24 февраля 1981 г., Иванова А.В., Лелекова О.В., Марготьева А.Р. «Способ отслаивания записи на темперной живописи». 
  9. Авторское свидетельство № 1121337 от 17 июня 1982 г., Иванова А.В., Назарова И.В., Елкина А.К., Марготьева А.Р. «Способ реставрации археологических и музейных ветхих тканей». 
  10. Авторское свидетельство № 1366430 от 16 апреля 1986 г., Иванова А.В., Назарова И.В., Малачевская Е.Л., Яшкина Л.И., Калимова Т. А., Журавлева Н.В. «Способ реставрации живописи на холсте». 
  11. Авторское свидетельство № 1475906 от 24 августа 1987 г., Федосеева Т.С., Иванова А.В., Маслов К.И., Примачек С.К., Алексеева Л.Д. «Композиция для укрепления настенной масляной живописи».

Методические рекомендации

Заведующая лабораторией – Малачевская Елена Львовна
Тел. (499) 268-73-32