Отдел научной экспертизы

Сектор экспертизы был организован в 1973 г. при поддержке И.П. Горина и в 1976 г. получил свое окончательное юридическое оформление. В течение всей истории своего существования сектор вплотную занимался разнообразными экспертными исследованиями произведений живописи и иконописи с целью определения их подлинности, аутентичности предполагаемому времени и конкретному автору.

Значительное место в рамках исследовательской деятельности занимала работа по фиксации движимых памятников истории и культуры, находящихся в пользовании православных и старообрядческих общин. Сотрудники сектора, вплоть до 1992 г. включительно, обследовали храмы Москвы, Московской, Куйбышевской (ныне Самарской), Челябинской, Волгоградской областей, Краснодарского края, Латвии, Эстонии, Литвы, Молдавии, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана и Киева. За указанный период были описаны собрания более тысячи храмов и молелен. Многочисленные публикации ранее невостребованного материала ввели в научный оборот значительное число произведений иконописцев, мастеров декоративно-прикладного искусства, книжников Нового времени. Таким образом, было заложено основание для широкого исследования той части русской культуры, которая ранее игнорировалась специалистами.

 Изначально главным принципом, положенным в основу экспертной работы сектора, являлось требование комплексного исследования любого значимого памятника не только на основе определения стилистических, национальных и прочих особенностей, но и включая тщательное изучение его материальной части. Именно поэтому, помимо практической работы, с каждым годом накапливавшей ценнейший архив эталонов, сотрудники сектора значительные усилия сосредоточили на создании методики наиболее эффективного сочетания искусствоведческих и технологических (микроскоп, ультрафиолет, рентген, химический анализ и т.д.) методов исследования. В сочетании с высокой профессиональной подготовкой (все сотрудники имеют высшее искусствоведческое образование и одновременно глубокие знания по технике и технологии произведений искусства) это дает возможность успешно работать с разнородным материалом различного времени и национальной принадлежности.

Одним из приоритетных направлений научно-методической деятельности сектора стала разработка новой и полноценной системы документальной фиксации результатов экспертизы, создание бумажного и электронного архива. На сегодняшний день многие из этих нововведений приняты на вооружение практикой и других профильных организаций. Сектор считает необходимым и крайне полезным использование принципа тесного взаимодействия специалистов. Поэтому для решения исследовательских задач сектор сотрудничает с коллегами из других подразделений Института (лаборатория физико-химических исследований, отдел станковой масляной живописи, отдел станковой темперной живописи и др.), привлекает узких специалистов из других организаций. Более детально особенности методики экспертной работы сектора были сформулированы в статье М. Красилина, Ю. Халтурина и В. Иванова «Экспертиза и ее методы» в сборнике «Экспертиза произведений искусства», изданного по материалам 1-й научной конференции, организованной «Магнум-Арс» и проходившей в Третьяковской галерее в 1995 г.

Притом, что подход к экспертной работе в секторе обладает свой методологической спецификой, делая упор на коллективности исследования, особом внимании не только к стилистическим признакам произведения, но и изучению его места в истории техник и технологий искусства, каждый из сотрудников имеет свой выраженный научный интерес. Основные приоритеты таких углубленных научных исследований связаны с русской иконописью, наследием русского авангарда, 20-40-ми годами ХХ века, западноевропейским искусством. Результаты исследований систематически публикуются в сборниках Института и других изданиях.

На сегодняшний день экспертное подразделение ГосНИИР прочно входит в число ведущих организаций страны. Сотрудники – нередкие участники многих конференций в России и за рубежом. Их профессионализм дает возможность работать и обмениваться опытом с иностранными музеями и исследовательскими центрами. Помимо работы в России знания специалистов сектора неоднократно были востребованы для участия в экспертизе различных произведений в Швейцарии, Голландии, Франции, Италии, Чехии, США, Великобритании, Финляндии, Греции и др. Научные проекты сотрудников многократно поддержаны в рамках грантов Фонда Сороса, РФФИ, РГНФ, Министерства культуры РФ, Общества Малевича в Нью-Йорке. Публикации результатов исследований состоялись в Москве, Петербурге, Риге, Таллинне, Ярославле, Сергиевом Посаде, Уфе, Новом Валааме, Реклингхаузене, Стокгольме. Специалисты сектора стояли у истоков организации преподавания экспертизы и создания учебно-методических программ в Российском государственном гуманитарном университете (1995 – 2001), Высшей школе реставрации и других учебных заведениях. Сектор экспертизы также неоднократно выступал как организатор и соучастник многочисленных выставок, как в стране, так и за рубежом.

Деятельность сектора определяется разработанными в ГосНИИР документами:

  • Положение об экспертизе – «ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ГОСУДАРСТВЕННОМ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ИНСТИТУТЕ РЕСТАВРАЦИИ (ГОСНИИР)».
  • Договор на оказание экспертных услуг, являющийся публичным предложением ГосНИИР (договор оферта).

В секторе работали и работают:

  • Михаил Красилин - заведующий сектором экспертизы с 1973 года
  • Юрий Малков – с 1973 по 1998; кандидат искусствоведения
  • Николай Киселев – с 1975 по 1983
  • Александр Самойлов – с 1980 по 1990; с 1995 по 2006
  • Алексей Жуков – с 1982 по 1992
  • Елена Данченко – с 1983 по январь 2012; старший научный сотрудник
  • Евгения Новосельская – с 1985 по 1991
  • Борис Лукьянов – с 1988 по 1994
  • Юлиан Халтурин – с 1991 по настоящее время; ведущий научный сотрудник, кандидат искусствоведения
  • Владимир Иванов – с 1991 по 1999
  • Лидия Попова – с 1992 по январь 2011; старший научный сотрудник, кандидат искусствоведения
  • Кирилл Плещунов – с 1994 по настоящее время; фотограф
  • Юлия Дьяконова – с 1998 по настоящее время; старший научный сотрудник
  • Кирилл Николаев – с 1999 по настоящее время; старший научный сотрудник
  • Сергей Кочкин – с 2000 по настоящее время; ведущий научный сотрудник, кандидат искусствоведения

Наиболее значительные публикации сектора:

  1. Данченко Е.А., Красилин М.М. Материалы к словарю иконописцев XVII-XX веков. М., 1994.
  2. Дьяконова Ю.Б. Опыт комплексного исследования произведения живописи. Картина Т.Н. Глебовой и А.И. Порет «Дом в разрезе» // Теоретические и естественнонаучные основы реставрации и сохранения музейных фондов. М., 1999.
  3. Дьяконова Ю.Б. Бронислава Корвин-Каменская. Материалы к творческой биографии // Лелековские чтения. М., 2005.
  4. Дьяконова Ю.Б. Графика Кончаловского // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. М., 2006. Май.
  5. Кочкин С.А. Исследование неизвестной акварели Карла Брюллова // Художественное наследие. Хранение. Исследование. Реставрация. № 20. М., 2003.
  6. Кочкин С.А. Картина Г.Г.Гагарина “Восточная сцена. Необычный посланник” // Художественное наследие. Хранение. Исследование. № 21. М., 2004.
  7. Кочкин С.А. Поэтика живописи Рыбченкова // Художественное наследие. Хранение. Исследование. Реставрация. № 22. М., 2005.
  8. Красилин М.М., Данченко Е.А., Наумова М.М. Oб одной палехской иконе XVIII века // Исследования в реставрации. Материалы международной научно-исследовательской конференции. Москва. 4-6 декабря 2001 года. М., 2002. С. 93-101.
  9. Красилин М.М. Данченко Е.А. Иконографические новации в поздней русской иконописи // Чтения памяти И.П. Болотцевой. IX. Ярославль. 2005.
  10. Красилин М.М., Наумова М.М., Данченко Е.А. Исследования группы невьянских икон // Искусство христианского мира. Вып. Х. М., 2007.
  11. Красилин М.М., Халтурин Ю.А., Иванов В.А. Экспертиза произведений искусства и ее методы // Экспертиза произведений изобразительного искусства. Первая научная конференция. ГТГ и Объединение Магнум Арс. М., 1996.
  12. Красилин М.М. Роль ВНИИР в изучении и учете движимых памятников изобразительного искусства // Реставрация музейных ценностей в СССР. Проблемы и современные методы исследования. Научный семинар. Тезисы докладов. Сб. М., 1984.
  13. Красилин М.М. Обследование памятников искусства на территории Латвийской ССР. (Древнерусское искусство и его традиции) // Художественное наследие. № 10. М.: ВНИИР, 1985.
  14. Красилин М.М. Памятники искусства XVI – начала XX в. в немузейных собраниях (Москва, церковь Иоанна Предтечи). Каталог-1 // Художественное наследие. Вып. 12. М.: ВНИИР, 1989.
  15. Красилин М.М. Особенности барокко в иконописи XVIII века // Барокко в России. М., 1994.
  16. Красилин М.М., Рахманова М.П. Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII-начала XX веков. Каталог-альбом. М., 1996.
  17. Красилин М.М. Народные иконы: региональные особенности // Русское народное искусство. Сергиев Посад, 1998 (сокращенный вариант издан в Финляндии).
  18. Красилин М.М. К реконструкции творческой деятельности палехского иконописца Василия Хохлова // Научные чтения памяти И.П. Болотцевой (II). Ярославль, 1998.
  19. Красилин М.М. Две псковские иконы из Даугавпилса // Искусство христианского мира. Вып. III. М., 1999.
  20. Красилин М.М. Портрет царя Ивана Грозного: век XVII или век XX? // Пространства жизни. К 85-летию академика Б.В. Раушенбаха. Сб. М.: Наука, 1999. С. 503-513.
  21. Красилин М.М. Памятники церковного искусства в Челябинской области // Художественное наследие. № 17. М.: ГосНИИР, 1999.
  22. Krassilin M. Kyprianos und Justinia. Eine Ikone im Ikonen-Museum Recklinghausen. Recklinghausen, 2000 (русская версия издана в Ярославле).
  23. Красилин М.М. Экспертиза и рынок: идеалы и реальность // Художественный рынок в структуре российской экономике. Научно-практическая конференция. 6-9 сентября 2000. Нижний Новгород, 2000.
  24. Красилин М.М. “Иконизация” государственности // Поздняя икона: от XVII до начала XX в. М., 2001.
  25. Красилин М.М. Русская икона XVIII – начала ХХ веков // История иконописи. М.: АРТ-БМБ, 2002. С. 209-230.
  26. Николаев К.А. Православный церковный интерьер: Специфика изучения немузейных собраний. На примере московских храмов Иоанна Воина на Якиманке и Успения в Вешниках // «Российская культура глазами молодых ученых». Сб. № 10. СПб.: Академия общественных связей МК РФ, 2000.
  27. Николаев К.А. К вопросу о первоначальном убранстве интерьера церкви Иоанна Воина на Якиманке // Научные чтения памяти И.П. Болотцевой. Вып. VI. Ярославль, 2002.
  28. Николаев К.А. Церковь Петра и Павла в Лефортове. Особенности формирования интерьера // Научные чтения памяти И.П. Болотцевой. Вып. VII. Ярославль, 2003.
  29. Николаев К.А. Неизвестная работа Виктора Васнецова. «Богоматерь на престоле» из Владимирского собора в Киеве // Антикварное обозрение. № 1-2 (10-11). СПб., 2004.
  30. Николаев К.А. К вопросу о творческом методе Карпа Золотарева. Иконный портрет конца XVII века // Источники по истории реставрации и изучения памятников русской художественной культуры. ХХ век (по материалам научной конференции 6-10 августа 2003 г.) Сб. ст. М.: Индрик, 2005.
  31. Николаев К.А. Две работы В. Васнецова // Лелековские чтения. М., 2005.
  32. Самойлов А.Ю. Унифицированное описание памятников истории и культуры (внемузейный фонд) // Художественное наследие (внеочередной выпуск). М., 1989.
  33. Самойлов Ю.А. Проблемы нормативного описания медного литья (мелкая пластика) // Русское медное литье. Сб. Вып. 1. М., 1993.
  34. Самойлов Ю.А. Третий Семирадский – Семирадский? // Искусство. 2003. № 2, март/апрель.
  35. Самойлов А.Ю. Слушайте спортсменов, в их теле поэзия (вновь выявленная картина А. Дейнеки) // Антиквариат. 2003. № 10 (9), сентябрь.
  36. Самойлов Ю.А. Была ли картина в реставрации? // Антиквариат. 2004. № 7-8, сентябрь.
  37. Халтурин Ю.А. Проблемы имитации и подлинности произведений конца 19 - начала 20 веков // Художественное наследие. № 16. М., 1995.
  38. Халтурин Ю.А. К вопросу о «взаимокопировании» изобразительных приемов художниками русского авангарда 1910-20-х годов // Проблема копирования в европейском искусстве. Материалы конференции. М., 1998.
  39. Халтурин Ю.А. Русский авангард. Подлинник и имитация // Авангард 1910-х – 1920-х годов. Взаимодействие искусств. Материалы конференции. М., 1998.
  40. Халтурин Ю.А. О живописной технике К.Малевича: от экспрессивного примитивизма к супрематизму // Русский авангард 1910-1920-х годов и проблема экспрессионизма. М.: Наука, 2003.
  41. Халтурин Ю.А. Супрематическая техника Казимира Малевича: ее возможности и пределы // Беспредметность и абстракция: формирование пластического языка. Материалы конференции. Государственный Институт искусствознания. Москва, 2004.
  42. Халтурин Ю.А. Ранние этюды Павла Филонова. История с продолжением // АРТХРОНИКА. 2004. №5.
  43. Халтурин Ю.А. Опыт исследования произведений Казимира Малевича из собрания Стеделийк Музеум и Фонда Харджиева-Чаги // Исследования в консервации культурного наследия. Материалы международной научно-практической конференции. М.: Индрик, 2005.
  44. Халтурин Ю.А. Ранние этюды Павла Филонова. Воспитание «видящего глаза» // Experiment. N. 11 / Эксперимент. Издание Университета Южной Калифорнии. Лос-Анджелес, 2006.
  45. Халтурин Ю.А. Малевич – редактор Малевича. К вопросу об авторских изменениях в произведениях 1900-1910-х годов // Собрание. 2008. №1.

 

Поделиться