ГОсНИИРГосударственный научно-исследовательский институт реставрации

31 мая 2017 года в ГосНИИР открывается выставка «ГосНИИР и Российская Академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова: профессиональная подготовка художников-реставраторов»

Проведение выставок реставрационных факультетов учебных заведений стало хорошей традицией в выставочном зале ГосНИИР в Доме Палибина.

Специалисты ГосНИИР с самого основания в Академии Ильи Глазунова кафедры реставрации и технологии живописи в 1992 году, а затем создания в 2002 году факультета реставрации живописи ведут дипломные работы студентов, участвуют в ГАК, в реставрационных советах, а также в стажировании будущих реставраторов. Многие выпускники Академии становятся сотрудниками ГосНИИР.

Для молодых реставраторов показать свою работу на выставках в ГосНИИР стало еще одним из стимулов к успешной учебе, освоению профессии. Академия Ильи Глазунова уже в четвертый раз представит работы своих дипломников.

На выставке зрители познакомятся с работами студентов кафедры темперной живописи и кафедры станковой масляной живописи. Выставка будет сопровождаться подробной реставрационной фотодокументацией по дипломным работам 2015–2016 гг. Выставка интересна прежде всего отчетом об исследованиях и реставрации памятников. Это материалы о реставрации картин из Дмитровского Кремля, Московского государственного музея-заповедника Коломенское, Государственного исторического музея, ГМВЦ «РОСИЗО».

На выставке специалисты и зрители впервые увидят отреставрированные в Академии подлинные иконы, среди них четыре памятника из одного из монастырей Московской области, одна из Спас-Прилуцкого монастыря города Вологды.

Не меньший интерес представляют и копии икон. Среди них редкие иконографические образцы, например, фрагмент иконы «Премудрость созда себе дом», «Богоматерь Гора Нерукосечная».

Еще одна представленная икона является частью дипломного проекта выпускницы 2016 г. Это икона Георгия Победоносца, самого известного христианского святого, заступника городов, народов и государств, небесного покровителя русских князей. Образ всадника на белом коне в блестящих латах, попирающего змея, помещен на гербах Российской Федерации и Москвы. Икона написана по древней технологии живописи яичной темперой с золотым ассистом и воспроизводит иконографию аналойной иконы новгородской школы XV века из собрания Государственного исторического музея.

Много прекрасных копий с известных образов, например, широко известная копия иконы ХV в. Андрея Рублева «Спас» из Звенигородского чина (ГТГ), не менее интересна копия фрагмента иконы «Троица Ветхозаветная» XVI в. (Гостеприимство Авраама). Продуманный колорит и сложное написание оригинала доказывают принадлежность этого памятника кисти высококлассного столичного мастера, и позволяют предположить, что икона являлась частью единого комплекса, вероятно, не дошедшего до нас праздничного ряда одного из иконостасов Спасо-Преображенского монастыря города Ярославля.

Представлена копия иконы Параскевы Пятницы, занимающей особое место среди святых мучеников, принявших страдания за веру в первые века христианства. Одно из лучших произведений, изображающих эту святую – вологодская икона XVI в. Ей свойственна декоративная красочность, основанная на сопоставлении красного и синего цветов.

Особое внимание привлекает копия иконы «Гора Нерукосечная». Образ Богоматери «Гора Нерукосечная» один из самых редких в русской иконописи. Единая иконография, сформированная в начале-середине ХVI века, предоставляет общую канву, но каждая икона уникальна и единственна в своем роде. Икона из Московского государственного музея-заповедника Коломенское – один из самых прекрасных примеров воплощения этого сюжета древнерусскими мастерами. У иконы интересное композиционное построение, многочисленные декоративные элементы убранства создают неповторимый фантастический мир, воплощенный древним русским иконописцем. Манера живописи свободная и праздничная. Не удивительно, что у современных художников возникает желание понять и попытаться повторить это чудо, воплощенное в красках.

Представлены также три копии картин, в том числе копия картины Соломона Ван Рейсдала «Переправа через реку» (XVIII в., оригинал находится в ГМИИ им. А.С. Пушкина).

На выставке можно будет также познакомиться с проведенными на кафедре станковой масляной живописи исследованиями и реставрацией картин известных и малоизвестных художников.

Картина неизвестного художника «Портрет генерала» поступила из ГМВЦ «РОСИЗО». Исследования в процессе реставрации позволили атрибутировать портрет. Сначала удалось датировать произведение по частично читаемой подписи художника – 1889 год. В результате поиска было установлено, что генерал одет в мундир генерал-майора полевой пешей артиллерии формы образца 1881 г. Затем были идентифицированы ордена и медали, изображенные на генеральском мундире. После чего по документу «Список генералов по старшинству» было проведено сравнение орденских наград генералов из списка с орденами, изображенными на картине. В результате было определено, что на портрете изображен Александр Петрович Энгельгардт (1836–1907), выдающийся артиллерийский конструктор, создатель лафета для первой в мире полевой мортиры (артиллерийского орудия с коротким стволом). За это изобретение французская академия наградила его «Знаком народного просвещения».

После удаления поверхностных загрязнений и утоньшения пожелтевшей лаковой пленки, появилась возможность разобрать несколько букв из фамилии автора. Им оказался малоизвестный художник Б. Жебровский, автор копии известного автопортрета 1859 года Т.Г. Шевченко, гравюра с которой, работы И.И. Матюшина, была напечатана в приложении к журналу «Русская старина» (июнь 1891 г.).

Выставка дает уникальную возможность для исследователей и любителей отечественного искусства расширить представления о профессиональной подготовке будущих реставраторов.

Открытие состоится 31мая 2017 года в 16 часов в выставочном зале ГосНИИР в Доме Палибина по адресу: ул. Бурденко, 23. Информация о выставке публикуется на сайте ГосНИИР http://www.gosniir.ru и на странице Института в Facebook.

Автор проекта: Лукьянова Татьяна Анатольевна, декан факультета реставрации живописи

Куратор выставки: Зайцева Нина Васильевна, ведущий специалист ГосНИИР

(8-903-662-93-46)

Афиша Глазуновка

Поделиться