ГОсНИИРГосударственный научно-исследовательский институт реставрации

ВЫСТАВКА К 60-летию Государственного научно-исследовательского института реставрации «ВЦНИЛКР-ВНИИР-ГОСНИИР 1957-2017»

Министерство культуры Российской Федерации

Государственный научно-исследовательский институт реставрации (ГосНИИР)

В юбилейный для ГосНИИР 2017 год традиционная ежегодная выставка-отчет  посвящена не только достижениям Института за последний год, но и успешным исследованиям и реставрации прошлых лет. На выставке  представлены подлинные экспонаты из пяти музейных собраний, РГАДА и РГБ, а также стендовые материалы с результатами научных исследований и фото-документацией. Особенность выставок ГосНИИР заключается в том, что они дают редкую возможность познакомиться не только со спасенными произведениями, но и с методами и приемами современной отечественной научной реставрации в ее развитии. Огромный объем  работ во всех отделах и лабораториях Института характеризует  прошедшие десятилетия со дня основания ГосНИИР.

За эти годы в отделе научной реставрации станковой масляной живописи отреставрировано более тысячи картин, имеющих большую художественную ценность. Параллельно проводились комплексные технологические исследования, тестирование (проверка) новых реставрационных материалов и техник и разработка новых методов сохранения масляной живописи XVI - XXI веков. Специалистами отдела накоплен богатый опыт работы с картинами на разных основах – от традиционного холста и дерева до картона, стекла, бумаги, металла, камня и шелка. На выставке будет представлено уникальное, загадочное, с непростой историей  полотно И.Е.Репина  «Гайдамаки на Умани готовят оружие» (1898-1917, холст масло, 116х210) из собрания Государственного исторического музея, над которым художник работал более 19 лет. Он закончил ее в 1917 году неслучайно. Эволюция замысла от поэтической иллюстрации к поэме Т.Г.Шевченко до символического изображения трагедии бунта произошла на фоне исторических потрясений, которые переживала страна в ту эпоху. Тема украинских повстанцев времен Речи Посполитой  и сегодня, спустя 100 лет, звучит неоднозначно,  остро,  актуально и драматично. В 2011 году возвращение полотна после реставрации в ГосНИИР в историко-художественный обиход после долгих лет забвения привлекло большое внимание и прессы и публики. Наконец, картина впервые будет демонстрироваться в выставочном зале Института реставрации, где в результате сложной реставрации и частичной реконструкции,  ей была возвращена новая жизнь.

 В  лаборатории физико-химических исследований успешно проводятся исследования для реставрационных отделов института, выполняются экспертные работы по заданию Министерства культуры, а также осуществляются научные исследования для многих музеев Москвы и российских регионов. Среди них - Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. М.И.Глинки, из фондов которого на выставке будет представлена картина К.Ф.Юона «В Сергиевом Посаде» (вариант картины "Троицкая Лавра зимой", 1910, холст, масло, 132х200, 1911) Исследование красочного слоя картины проводилось в Лаборатории в процессе реставрации. Полученные данные пополнили базу данных о художественных материалах, использовавшихся К.Ф.Юоном.  Важным частью деятельности Лаборатории является систематизация, обобщение и публикация результатов научной работы. Так, большим событием  для отдела и всего Института стал  выход в свет в середине 2017 года большого труда сотрудников Лаборатории Ю.И.Гренберга, С.А.Писаревой и И.Ф.Кадиковой «Анатомия русского авангарда. Взгляд из лаборатории». Эта монография – результат многолетней работы в области истории материалов и технологии произведений живописи начала ХХ века. Систематические лабораторные исследования позволили авторам получить наиболее полное на сегодняшний день представление о художественных материалах художников русского авангарда – представителей одного из наиболее значительных явлений  мирового искусства ХХ столетия. Книга включает исследования 135 картин из 24 музейных собраний и частных коллекций. В день открытия выставки будет проведена презентация книги.

На выставке зрители познакомятся с работой отдела темперной живописи ГосНИИР, старейшего отдела института, созданного в 1960 году. Главной задачей отдела является сочетание реставрации произведений древнерусской живописи с их комплексными приборно-технологическими исследованиями. Основное направление – исследование произведений, приписываемых Андрею Рублеву.  В последние годы в отделе  ведется  реставрация  икон из собрания Соловецкого историко-архитектурного и природного музея-заповедника,  представляющих большой научный интерес в области изучения поздней русской иконописи. Будет представлена редкая чудотворная икона конца XVIII века «Богоматерь Новодворская» из Свято-Троицкого женского монастыря города Курска.  Южно-русская школа. Дерево, масло. Считается, что первый образ Новодворской иконы был написан митрополитом Петром, подвизавшимся в начале XIV века на Волыни. Название иконы связывается с местом его уединенных подвигов на реке Рати, близ урочища Новый дворец, где впоследствии возник Новодворский монастырь. При этом иконографические особенности образа восходят к почитаемой и католиками, и православными иконе Богоматери Ченстоховской. На выставке также будет представлен ряд икон XVIII века из фондов ГосНИИР.

В тематике научных исследований отдела монументальной скульптуры основное местно занимает проблема сохранения памятников на открытом воздухе, применяются современные методы исследования и диагностика самого камня и произошедших в нем изменений, а также проводится практическая работа по реставрации памятников.  Некоторые проекты осуществляются в отделе на протяжении многих лет: Белокаменная резьба соборов Московского Кремля, надгробия Новодевичьего монастыря, Георгиевский собор XIII века в г..Юрьев-Польской, дворцовый комплекс XVI века Александровой слободы и мн. др.   На выставке демонстрируется очень интересный экспонат:

Мемориальная доска 1694 года, посвящённая голландскому ученому и политическому деятелю Николаасу Витсену.  Доска долгое время считалась утраченной, однако в значительной степени благодаря исследованиям историка из Парижа Д.Гузевича в 2013 году была обнаружена в здании Московской Центральной церкви евангельских христиан-баптистов.  Надписи, а также герб свидетельствовали, что плита посвящена известному ученому-этнографу, крупному государственному деятелю, другу царя Петра I, тогдашнему бургомистру Амстердама Николаасу Витсену (1641-1717), который очень много сделал для развития многопланового сотрудничества России с Голландией и другими странами.  Плита была изготовлена членами голландской реформатской общины Немецкой слободы в Москве в знак признательности Витсену за внимание к церковным нуждам и щедрые пожертвования на постройку их церкви. Во время нашествия войск Наполеона на столицу в 1812 году Немецкая слобода сгорела. Та же участь постигла и церковное здание. Плиту кто-то из ревностных членов общины смог вытащить из пожарища и хранил долгие годы. Когда голландская община в 1834 году приобрела себе дом для богослужений в  Малом Трехсвятительском переулке, плита перекочевала туда.  Революционные потрясения 1917 года вынудили голландцев покинуть Россию, а здание было передано во владение общины евангельских христиан-баптистов. Каменная доска, представляющая несомненную мемориальную ценность,  многократно была закрашена, имела обширные утраты. Реставраторы отдела восстановили ее первоначальный облик.

Закладная плита из церкви Архангела Михаила из Михайловской слободы. XVII век

(Московская область, Раменский район, село Михайловская Слобода). Памятник представляет собой большую историческую ценность, так как текст на белокаменной плите сохраняет свидетельство о времени и некоторых обстоятельствах возведения храма. Плита долгие годы находилась в кладке стены у южного портала храма. Это место расположения является историческим. В 2005 г. плита была демонтирована в процессе строительных капитальных ремонтных работ. После проведения комплекса реставрационных работ планируется передать памятник в экспозицию вновь создаваемого на территории обители музея, а на фасаде храма разместить копию.

Отдел монументальной живописи ГосНИИР представит два фрагмента древней монументальной настенной живописи  VIII века н.э. из дворца правителей Бухары в городище Варахша (из собрания Государственного музея Востока и фондов ГосНИИР). На протяжении нескольких полевых сезонов: 1974-1980 и 1987-1990 гг. в раскопках городища работали реставраторы ВЦНИЛКР-ГосНИИР. Здесь они осваивали приемы деконсервации - повторной полевой обработки росписей, часть которых была укреплена еще в 50-е годы реставраторами Эрмитажа с помощью растворов полибутилметакрилата (ПБМА). И здесь же в процессе полевой консервации росписей, вскрытых впервые,  была применена разработанная в ОМЖ методика с использованием растворов сополимера бутилметакрилата с метакриловой кислотой (БМК-5).

Отдел исследования, консервации и реставрации металла демонстрирует отреставрированные в отделе предметы вооружения  первой половины XIX века из собрания Музея-панорамы «Бородинская битва»: легкокавалерийские сабли, русские и французские, а также т.н. переделочный пистолет, который был переделан из пистолета образца 1809 года в 1828-1831 годах. После войны с Наполеоном в арсеналах оставалось большое количество подобных пистолетов. Часть из них переделывалась под флотские для вооружения бойцов корабельных абордажных партий. В стендовых материалах можно также познакомиться как с работой сотрудников отдела, так и лучшей работой стажера.

Отдел научной реставрации рукописей и графики представит материалы об исследовании и реставрации графики, книг и старинных рукописей, а также подлинные древние рукописные книги. Из коллекции РГБ: уникальное Византийское Четвероевангелие XII века. Бревиарий, краткая католическая литургическая пергаментная книга с миниатюрами в кожаном переплете. Франция. XV век. Легендарий. 1473-1479 гг. В средневековой латыни этим термином обозначали тексты легенд о жизни святых. Это конволют, то есть сборник, составленный из отдельных произведений двух немецких мистиков XV века – монахини Катерины Ингольт и эльзасского проповедника Иоганна Крейцера, переписанные двумя разными писцами доминиканского монастыря в Страсбурге в 1470-е годы. Рукопись происходит из библиотеки Генерального штаба, пострадавшей от пожара после 1918 года. Главной задачей реставрации данной рукописи было ослабить последствия превентивной консервации, которой памятник был подвергнут во второй половине XX века.

Из фондов РГАДА будет представлен Титулярник. Россия. 1670-е гг. - справочная книга, которая составлялась с конца XV до начала XIX века в качестве пособия в дипломатической переписке. Из собрания Областного музея «Музеи города Юрьевца» (Ивановская область) будет демонстрироваться иллюминированная рукопись Любекское городское право («Кодекс Бардевика»). 1294 - первая половина XIV века. Пергамент, цветные инициалы.

С конца 2015 г. в отделе прикладного искусства  ведется исследование и реставрация 79 экспонатов из Российского Государственного Военно-исторического Общества. Это редкие памятники военной истории – мундиры, головные уборы, погоны и эполеты, вальтрапы, штандарт Конного полка на царствование Павла Первого, а также несколько мемориальных вещей – шляпы-треуголки великих князей Николая Павловича (в будущем ЕИВ Николая I), Михаила Павловича и императора Петра III. О реставрации предметов  представлена информация в стендовых материалах. Два подлинных предмета после реставрации в отделе  из собрания Музея-панорамы «Бородинская битва» увидят зрители: Шапка нижних чинов уланских полков. Россия, 1819-1828 гг. Сукно, кожа, гарусная тесьма, гарусная нить, холст, сплав белого металла. А также: Шапка офицерская Л.-Гв. Уланского Его Императорского Высочества Цесаревича Константина Павловича полка Россия, г. Санкт-Петербург.Придворная фабрика Битнера Е.Д., 1818-1825 гг.

Посетители смогут познакомиться также с материалами Лаборатории климата музеев и памятников архитектуры ГосНИИР, разработки которой позволяют сделать условия хранения движимых памятников и сохранности недвижимых наиболее оптимальными. География деятельности лаборатории обширна – от Республики Беларусь – до Архангельской области. В лаборатории проводились исследования памятников Московского Кремля, Владимиро-Суздальского музея-заповедника и Псковской епархии.  Будут представлены материалы о более чем  70 памятниках архитектуры, исследованных лабораторией за 60 лет,  разработанные в лаборатории патенты, проекты, буклет «ГосНИИР – развитие музейной климатологии в России». Ряд материалов посвящен теме обеспечения сохранности объектов культурного наследия, передаваемых РПЦ.

   Лаборатория химико-технологических исследований ГосНИИР познакомит специалистов и посетителей выставки с разработанной в лаборатории методикой  реставрации станковой масляной живописи пострадавшей от воздействия высоких температур. Результаты этой работы будут отражены в стендовых материалах.

   Биологическая лаборатория ГосНИИР  занимает особое место в структуре Института. Специфика подразделения в том, что оно занимается вопросами защиты музейных предметов и коллекций, а также более широко – объектов культурного наследия и памятников материальной культуры от разрушительного воздействия биогенных факторов внешней среды.

     Защита музейных фондов и объектов культурного наследия от живых организмов представляет собой особую область знания и практической деятельности. Это «зона ответственности» биологов-консерваторов – специалистов, работающих на стыке двух разных областей – биологии и музейного дела.

    В биологической лаборатории был выделен мицелиальный гриб, который был идентифицирован как Purpureocillim lilacinum, устойчивый к полисепту антимикробному препарату, применяемому в практике консервации. Он в виде биопленки способен развиваться в 25% растворе препарата. Кроме того, на поверхности стенописи после обработки полисептом образуется пленка, свойства которой полностью не изучены. В связи с этим стоит более осторожно относиться к использованию данного антисептика.

   Раздел экспозиции выставки посвящен отделу научной  экспертизы Института. За последнее время отдел научной экспертизы ГосНИИР выполнил исследовательские работы для целого ряда музеев.

  Наряду со стендовыми материалами представлены подлинные памятники, прошедшие экспертизу в ГосНИИР: Неизвестный художник. «Портрет Степана Алексеевича Леонова». Середина-вторая половина XIX в. Россия. Холст, масло.). Музей-панорама "Бородинская битва". 60,2 х 48,8 см.

Леонов Степан Алексеевич-поручик Лейб-гвардии  Казачьего полка, адъютант генерала от кавалерии графа Платова. По заказу музея в отделе экспертизы ГосНИИР в 2017 г. были проведены рентгенографические исследования портрета, изучение его красочной поверхности в инфракрасном спектре излучения и ультрафиолетовых лучах. Также были выполнены различные виды фотофиксации произведения.

   На выставке также будет экспонироваться  работа художника-реставратора станковой масляной живописи высшей категории Кузюбердина В.В. (выставочная группа ГосНИИР): две две уникальные створки с изображением трех из четырнадцати Святых Помощников: «Святая Варвара, Святая Маргарита»; «Святой Христофор». Северная Германия. Конец XV— начало XVI века. Дерево, масло. 212х101. Частное собрание. Со времен эпидемии чумы 1346-1349 гг. по настоящее время в католической традиции почитаются как единая группа четырнадцать древних святых. Им посвящаются храмы, больницы. Святая Варвара, которой молились для защиты от молнии, огня, внезапной смерти, часто изображалась вместе  со Святой Екатериной и Святой Маргаритой («Три святых девы»). Святой Христофор (буквальный перевод его имени – «несущий Христа») изображается как великан, переносящий через реку благословляющего Младенца. Он почитается как небесный покровитель путешественников, моряков, паромщиков, перевозчиков.  Этот сюжет встречается в творчестве Иеронима Босха, Ханса Мемлинга, Дирка Боутса, Гирландайо. В  процессе реставрации был укреплен красочный слой и левкас. Проведена дезинфекция и укрепляющая пропитка древесины. Частично исправлена деформация досок. Доски сведены  по рисунку и зафиксированы. Произведена стяжка и склейка досок, сборка и фиксации конструкции деревянными нагелями (шкантами). Сборка и склейка разрозненных многочисленных деталей резного позолоченного декора. Подведен левкас в места утрат. Проведена расчистка от загрязнений. Восстанавливалась утраченная позолота, а также проводилось тонирование живописи в местах утрат.

На выставке также будут представлены многочисленные монографии, учебники, методические пособия и другие публикации сотрудников Института.

Большинство экспонатов выставки демонстрируются  впервые.

Выставка будет открыта в рамках Международной научно-методической конференции «Исследования в консервации культурного наследия» посвященной 60-летию ГосНИИР.

Открытие выставки  состоится  26 октября 2017 года в 17.30  в  выставочном зале ГосНИИР в Доме Палибина (ул. Бурденко, 23).

Информация о выставке публикуется на сайте ГосНИИР http://www.gosniir.ru и на странице Института в Facebook

Куратор выставки Зайцева Нина Васильевна

8-903-662-93-46

Выставка 2017

 

Поделиться