ГОсНИИРГосударственный научно-исследовательский институт реставрации

«СТУПЕНИ К МАСТЕРСТВУ». Выставка дипломных работ выпускников Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова, кафедры реставрации монументально-декоративной живописи

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ РЕСТАВРАЦИИ

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ С.Г. СТРОГАНОВА

  

Кафедра реставрации монументально-декоративной  живописи, с которой ГосНИИР связывают давние и крепкие узы сотрудничества,  показывает работы последних лет, выполненные как в рамках учебных дисциплин и реставрационных практик, так и  дипломных студенческих работ.

Директор ГосНИИР Д.Б. Антонов уже второй год участвует в деятельности ГАК кафедры. Заместитель директора ГосНИИР по научной работе С.В.Филатов – известный опытнейший реставратор, на протяжении более десятка лет является председателем этой комиссии. Принимает участие в работе ГАК кафедры и старейший сотрудник  ГосНИИР, реставратор высшей категории каменной скульптуры, кандидат искусствоведения, член-корреспондент РАХ О.В.Яхонт. Заведующая отделом станковой масляной живописи ГосНИИР М.С.Чуракова проводит  стажирование студентов академии и на протяжении долгих лет является руководителем дипломных работ выпускников академии.  Закономерно, что выставки МГХПА имени С.Г.Строганова становятся регулярными в стенах выставочного зала ГосНИИР.

Среди представленных на выставке экспонатов в первую очередь обращает на себя внимание монументальное панно «Индустриализация», редкий пример агитационной стенописи первых лет советской власти,  за судьбой которого пристально следят СМИ. Панно было  снято реставраторами К.И.Масловым и Ф.В.Гузановым со стены сносимого здания Стройбюро в городе Королёве с участием студентов различных ВУЗов Москвы, в числе которых были и студенты кафедры. Построенное в 1928-30 годах по проекту архитектора А. Лангмана, это здание предназначалось для образцовой Болшевской трудовой коммуны. Судьба автора росписи Маслова В.К. трагична. Несмотря на идейно-выдержанную направленность его работ, он попал под «каток» сталинских репрессий и был расстрелян как враг народа в 1938 году на Бутовском полигоне.

   После реставрации  панно будет храниться в Королёвском историческом музее, а на выставке в ГосНИИР впервые  предстанет перед  публикой.

   Другие фрагменты монументально-декоративной живописи, показываемые  на выставке,  наглядно демонстрируют секреты подготовки будущих реставраторов. Особенностью фрагментов  является  «искусственно-принудительное» руинирование. Для реставрации используются собственные учебные работы, выполненные на первых курсах под руководством  доцентов кафедры Н.Л.Борисовой и Ю.А.Манина в рамках дисциплин по изучению техник и материалов  монументально-декоративной живописи. На 5-ом курсе эти фрагменты с привнесёнными утратами переносятся на новое основание и приобретают законченное оформление, имитируя объект музейного хранения. Руководит мастерской по реставрации монументально-декоративной живописи профессор В.П. Бурый, которому ассистирует мастер В.В. Сергиеня. Посетители выставки  увидят 7 фрагментов настенной росписи.

   Навыки реставрационной деятельности студенты кафедры осваивают с 3 курса на образцах темперной и масляной иконной живописи под руководством известного реставратора Е.И.Серёгиной и молодых специалистов А.Б.Гребенщиковой и В.В. Сергиени.  Они также включены в экспозицию сегодняшней выставки. Всего будет представлено 19 икон XVIII-XIX веков из различных  храмов и частных собраний. Среди них выделяются два редких памятника  старообрядческого письма: икона «Святые Апостолы Симон и Филипп», по характеру стиля и  технологии  приписываемая  иконописцам из крестьян  И.А. и А.И. Богдановым-Корбатовским (?), XVIII век. Представители трех поколений семьи Богдановых-Корбатовских имели своих учеников и последователей, объединившихся в артель, которая расписывала храмы в Архангельской губернии. Артель на протяжении почти столетия была ведущей среди иконописцев, работавших в районе р. Онеги. 

«Голгофский крест с орудиями страстей в храме», конец XVIII века, был обретен при продаже дома с сараем в одном из сел Онежского района. Новый владелец попросил освободить помещения от старых вещей, тогда в сарае и обнаружили долгие годы хранившийся там крест.

Икона и крест после реставрации  будут переданы в музей «Историческое поселение Брынь»  в Калужской области.

Многие годы студенты академии  реставрируют иконы для храма  Успения  Божьей Матери  в Кострецах Тверской  области, куда в советское время иконы свозились со всей округи. Десятилетиями они хранились в подвальных помещениях, пострадали от пожара. На выставке будут представлены  иконы из иконостаса храма:  «Святой Апостол Филипп»,  «Святой Апостол Фома»,  «Иоанн Богослов»  и   «Пророк Даниил» (XVIII век).  Студенты под руководством наставников провели сложнейшую реставрацию икон. Дерево основы было полностью изъедено жучком. Два года шел процесс укрепления. Под  записями эпохи  модерна,  сделанными песком на клею  в виде объемного  орнамента из  листьев, покрытого бронзянкой,  были раскрыты  голубые фоны и  надписи XVIII века.

 Увидят также посетители на выставке и  икону   «Богоматерь Милующая»  XIX века  из  храма Святителя Николая на Маросейке.

Постепенное становление реставратора-профессионала происходит в объединении различных составляющих: теоретических и практических дисциплин Московской художественно-промышленной академии, а также  производственно-реставрационных практик на базах различных реставрационных организаций.  Это  ступени  к мастерству будущих продолжателей лучших традиций отечественной реставрационной школы.

Открытие выставки состоится 19 июля 2016 года в 16 часов в выставочном зале ГосНИИР по адресу: ул. Бурденко, 23

Выставка будет работать до 19 августа 2016 года

 

СТУПЕНИ К МАСТЕРСТВУ

 

Телерепортаж о выставке на "Королев ТВ"

Поделиться