ГОсНИИРГосударственный научно-исследовательский институт реставрации

30 мая ГОСНИИР открывает выставку «ПРЕКРАСЕН НАШ СОЮЗ…» ГОСНИИР И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ А.С.ПУШКИНА – 60 ЛЕТ СОТРУДНИЧЕСТВА»

Впервые в выставочном зале ГОСНИИР в Доме Палибина проводится монографическая выставка – из коллекции одного музея. Для ГОСНИИР это новый формат выставочной деятельности. Этим музеем, который предоставил свои экспонаты, стал Государственный музей А.С. Пушкина. Выбор не случаен. ГОСНИИР и ГМП – ровесники, в прошлом году отметили 60-летний юбилей. Правительственный указ о создании в Москве Государственного музея А.С. Пушкина был подписан 5 октября 1957 года и 31 декабря 1957 года Постановлением Совета Министров СССР был основан Институт как Всесоюзная центральная научно-исследовательская лаборатория по консервации и реставрации музейных художественных ценностей (ВЦНИЛКР) при Министерстве культуры СССР. Возникший в составе Государственного Литературного музея московский музей А.С. Пушкина открыл свою первую экспозицию ко дню рождения поэта 6 июня 1961. Созданная практически с нуля коллекция музея, с самого начала интенсивно пополнялась, многие экспонаты нуждались в реставрации. ВЦНИЛКР и музей в то время находились по соседству. Неудивительно, что первые восемь экспонатов поступили из музея на реставрацию в лабораторию  уже тогда. По книгам учета Института был составлен список поступавших в реставрацию из фондов музея предметов: всего за 60 лет было отреставрировано около 200 предметов живописи, графики, скульптуры, произведений декоративно-прикладного искусства. На выставке из них представлены 48.

Сотрудничество музея и Института началось в 1959 году с реставрации картины «Пушкин, Гоголь и Жуковский» (1904 г.) художника П.И. Геллера (1862-1933) , автора картин на темы из русской жизни и русской истории. На полотне запечатлен Н.В. Гоголь, читающий А.С. Пушкину и В.А. Жуковскому свою повесть «Вечера на хуторе близ Диканьки» в 1831 году в Царском Селе.

Всего несколько лет назад в отделе монументальной скульптуры ГОСНИИР проходили реставрацию несколько барельефных медальонов из знаменитой серии Ф.П. Толстого, посвященной Отечественной войне 1812 года. Серии, прославившей его не только в России. Это о нем в строках в «Евгении Онегине» о модных тогда альбомах писал Александр Сергеевич Пушкин: «Вы, украшенные проворно Толстого кистью чудотворной…». Граф Федор Толстой, представитель одной из самых аристократических фамилий России, энциклопедически образованный человек, закончивший Морской корпус, блестящей карьере предпочел судьбу художника…  Два барельефа из его серии украшают экспозицию выставки: «Александр I» (1820. Гипс) и «Освобождение Амстердама» (1825. Гипс).

В начале 1980-х годов музею предложили для закупки уникальный экспонат, исследование, атрибуция и реставрация которого сотрудниками ГОСНИИР сыграло ключевую роль в решении о приобретении его. Это посмертная гипсовая маска А.С. Пушкина, которая была выполнена Луи Палацци и воспроизводила не только лицо поэта, но и волосы до половины головы и шейный платок. Об этой истории в своей книге «О реставрации и атрибуции» рассказал сотрудник института О.В. Яхонт. Руководство музея собиралось приобрести маску, при условии, что она изготовлена сразу после смерти поэта. По характеру обработки гипсовых скульптур и рельефов этого времени, методов отделки лицевой и тыльной стороны, признаков изменения и «старения» гипса О.В. Яхонт определил, что маска выполнена до середины XIX века. Это заключение было оспорено двумя известными скульпторами, которые сочли, что маска была исполнена не раньше середины XX века. Тогда решено было привлечь химиков и физиков к исследованию маски. Обратились к ведущему специалисту Института стали и сплавов Л.Н. Расторгуеву с просьбой провести анализ металлической детали маски – железной проволочной петли. Одновременно надо было выяснить, когда была вставлена эта петля: в процессе отлива или позже (то есть химически и структурно однороден ли гипс вокруг петли и во всей маске). Анализы необходимых проб гипса выполнили химики ГОСНИИР В.Н. Ярош и М.Н. Филимонова. На основании химических исследований определили, что петля была вставлена в момент отливки маски, а металловедческий анализ показал, что проволока изготовлена в 1840-50 гг. Эти выводы, построенные на анализе косвенных данных, подтвердили датировку сотрудников ГОСНИИР и маска была приобретена музеем.

На выставку были отобраны экспонаты, интересные сложностью проведенных исследований, реставрации, но все вместе они воссоздают эпоху XIX века. Среди них портрет неизвестной девушки (великой княжны Екатерины Михайловны?) кисти художника Т.А. Неффа (1805-1876), конца 1840-х гг. Внучка Павла I, Екатерина Михайловна, известна своей благотворительностью для приютов, больниц для детей.

Два портрета представительниц знаменитого старинного дворянского рода Анны Александровны Яньковой (1750-1813) работы неизвестного художника середины XIX века и Аграфены Дмитриевны Благово (1794-1865), урожденной Яньковой. История рода предстает перед читателями в знаменитом литературном памятнике «Рассказы бабушки из воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные ее внуком Д. Благово». «Сцены частной жизни» в рассказах Е.П. Яньковой, оказались своего рода энциклопедией этой жизни. Елизавета Петровна Янькова, живо помнила все предания семейства, восходящие к времени Петра I, и рассказывала с удивительной подробностью о людях, живших в эпоху Петра I и Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II, о современниках А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, декабристов и др. К книге, как богатому источнику сведений и фактов постоянно обращались многочисленные историки и бытописатели. Об Анне Александровне Яньковой в книге написано: «…Анна Александровна была очень умна и воспитание получила хорошее, что тогда было довольно редко. Все учение в наше время состояло в том, чтоб уметь читать да кое-как писать, и много было очень знатных и больших барынь, которые кое-как, с грехом пополам, подписывали свое имя каракулями. Анна Александровна, напротив того, и по-русски и по-французски писала очень изрядно и говорила с хорошим выговором».

Привлекает внимание пастельный портрет Кирилла Николаевича Мамонтова. (1848-1879), 1872, работы Ф. О`Коннель (1823-1885). У старших братьев Мамонтовых в Москве за Пресненской заставой была фабрика лаков и красок. Кирилл Николаевич оказался неудачливым предпринимателем и разорился. Скрываясь от кредиторов за границей, пытался отыграться в рулетку в Монте-Карло, но проиграл все, что имел, и покончил с собой, оставив без средств к существованию вдову и двух маленьких девочек. Одна из них, Маргарита Кирилловна, была связана и с музыкальными кругами, и с миром изобразительного искусства, с философией и публицистикой.

Музей А.С. Пушкина располагает богатым собранием типологических предметов пушкинской эпохи, которые восполняют в музейной экспозиции и на выставках стиль, среду времени поэта, столь выразительно описанную в его произведениях. Этот предметный мир открывает для посетителей красоту давно вышедших из обихода вещей той поры. Десятки таких предметов реставрировали в ГОСНИИР. Они передают дух подлинности, аромат времени…

В конце XVIII - начале XIX в. особое место в частной жизни человека стали занимать малые, камерные формы: ведение дневников, собирание в альбомы автографов, стихотворений, рисунков, акварелей, гербариев. Большое распространение и популярность в домах столичной аристократии и в сельских дворянских усадьбах получили все разновидности рукоделия – вышивка, вязание крючком и на спицах, точение из кости и янтаря, миниатюрная живопись. Рукоделие было популярным занятием не только у женщин, но и у мужчин. Девочек обучали с самого детства, приглашая к ним известных мастеров своего дела. В журнале «Детское чтение для сердца и разума» можно прочесть: «… Бабушки наши имели по большей части белые руки, коим мы удивляемся на их портретах. Они не употребляли к тому никакого средства, кроме прилежности к рукоделиям». Среди различных «художеств», которыми занимались дворянки, наиболее модным и востребованным было искусство бисера. Благодаря разнообразной тематике, бисерные работы стали настоящей «энциклопедией жизни» знатного сословия. В отличие от стран Западной Европы, где кропотливым бисерным ремеслом занимались, как правило, профессиональные мастера – представители среднего сословия, в России это рукоделие стало достоянием преимущественно аристократок. Отсюда и чрезвычайно высокий статус русской ручной вышивки. Она приобрела столь выдающиеся художественные достоинства, что могла стать даже подарком монарху.

В народной традиции рукоделие также было неотъемлемой частью жизни каждой женщины. Девочки из крестьянских семей готовили себе приданое к свадьбе. Это были вышитые подзоры, скатерти, полотенца, головные уборы, праздничная и будничная одежда.

Вышивки, головные уборы, сумочки, кошельки, бумажники, портсигары работы русских мастериц, веера plié, такие забытые в наш век предметы как сонетка (комнатный звонок для вызова прислуги) можно увидеть на выставке. А также старинные гравюры пушкинской эпохи. Экспозиция открывается в канун дня рождения поэта.

Открытие выставки состоится 30 мая 2018 года в 16.00 в выставочном зале ГОСНИИР в Доме Палибина (ул. Бурденко, 23). Выставка будет работать до 29 июня 2018 года с 11 до 20 часов, ежедневно, кроме выходных и праздничных дней. Вход бесплатный.

Информация о выставке публикуется на сайте ГОСНИИР http://www.gosniir.ru и на странице Института в Facebook

Куратор выставки Зайцева Нина Васильевна

8-903-662-93-46

Прекрасен наш союз

Поделиться