Исследование иконы «Рождество Богоматери» конца XV века

Икона «Рождество Богоматери» (дерево, темпера, 81 х 62,5) находилась в собрании А.В. Ильина (Ярославль), опубликована в каталоге выставки «Шедевры русской иконописи XIV – XVI веков из частных собраний» (М., 2009, кат. № 34. С. 194). Исследование в отделе экспертизы ГосНИИР было заказано в 2014 году Кирилло-Белозерским музеем-заповедником для приобретения иконы из частного собрания в музей. До этого технико-технологические исследования памятника не проводились.

Среди наиболее близких исследуемой иконе сюжетно-иконографических аналогий известны следующие памятники – икона из праздничного ряда иконостаса около 1497 г. Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник), икона-таблетка середины XV в. из Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря (Сергиево-Посадский музей-заповедник), икона начала XVI в. из собрания А.С. Вронского.

Относительно региональной принадлежности данного памятника существуют различные мнения исследователей. Первоначально, икону относили к тверской школе. Однако это предположение не получило дальнейшего развития. Особенности манеры исполнения памятника позволяют выявить ряд оригинальных приемов, в большей степени связанных с ростовской иконописной традицией. Для нее характерно, в частности, написание личного, наблюдаемое и в данной иконе: моделировка по темно-оливковому санкирю светлым охрением с добавлением легкой розовато-охристой подрумянки; разработка пробелов в виде параллельных движков; использование плотной коричневой описи. Как отмечает ряд исследователей (например: Нечаева Т.Н. Иконы XIII-XVI вв. в собрании Музея им. А. Рублева. М., 2007. Кат. 26), в ростовской иконописи широко встречается применение желтого аурипигмента (использован в разделке позема, фона, полей исследуемой иконы).

Изучение произведения в ультрафиолетовом и инфракрасном излучении, рентгенографическое, а также химическое исследования - выявляет соответствие системы построения красочных слоев с определенным набором использованных пигментов русской средневековой живописи, что позволяет говорить о сложной, с естественными следами бытования, технологической структуре памятника, обладающего хорошо читаемыми оригинальными приемами техники и изобразительной манеры. Стилистико-иконографические особенности, и специфические черты изобразительной манеры и пластического языка (решение колорита, приемы моделировки форм), дают основание высказывать предположение, что икона могла быть создана в одной из местных мастерских северо-восточной Руси на пересечении традиций тверской и ростовской школ. Косвенным указанием на связь с ростовской традицией является факт происхождения иконы из села Закобякина близ Гаврилова Яма Ярославской области.

Резюмируя все выше сказанное, икону можно датировать концом XV века и рассматривать ее в рамках творчества иконописцев Северо-Восточной Руси, возможно, Ростова.  

Исполнители: М.М. Красилин, К.А. Николаев, Ю.А. Халтурин,

И.Ф. Кадикова (химический анализ), В.Е. Нетунаев (рентгенография), К.О. Плещунов (фотосъемка).

Поделиться