ГОсНИИРГосударственный научно-исследовательский институт реставрации

Портрет Петра I


Купецкий Ян (Kupecky, Jan; 1667 – 1740).

Чехия – Германия. 1711 год.
Холст (дублирован), масло.
90 х 74,2.
Частное собрание (Москва).
Эксперты Ю.Б. Дьяконова, М.М. Красилин, Ю.А. Халтурин; М.М. Наумова (химический анализ состава наполнителя грунта и пигментов), К.О. Плещунов (фото).

Исследуемый портрет Петра I происходит из Ганноверского королевского дома из дворца Мариенбург. Портрет был написан Яном Купецким осенью 1711 года, во время поездки Петра в Европу в связи с планируемой свадьбой царевича Алексея с кронпринцессой Шарлоттой-Христиной-Софией. Этот портрет, а также профильный портрет Петра работы Купецкого (ныне собрание Ганноверского дома), возможно, были подарены отцу невесты Людвигу Рудольфу или ее деду, герцогу Антону Ульриху Брауншвайг-Вольфенбютттельскому. В тот же период был написан и более известный портрет Петра в леопардовой шкуре и с жезлом, опирающимся на пушечный лафет (1711, Музей герцога Антона-Ульриха, Брауншвайг). Этот портрет вскоре после написания был гравирован Б.Фогелем, А.Зубовым и другими мастерами, что принесло ему широкую известность как «тип Купецкого», в отличие от двух предыдущих изображений русского царя кисти художника. Вся группа портретов Петра I, связанных с именем Купецкого, имеет непростую иерархию в связи с неясностью этапов их бытования, известными фактами авторских повторений (Купецкий с мастерской – профильный портрет Петра I, собрание фон Фюрстенберг), первенством работ друг перед другом. Фактически одним из главных моментов, определяющих статус портретов, является наличие подписи художника на профильном портрете и портрете Петра «с короной» - то есть, экспертируемом произведении (ныне воспроизведена на дублирующем холсте). На исследуемом портрете Петр изображен в золотой мантии с алым подбоем, скрепленной бриллиантовым аграфом, звездой и лентой Андрея Первозванного, латах. В правой части картины изображена корона. Подобной формы короны ни в период правления Петра, ни до, ни после него в России не существовало. Ее конфигурация близка коронам североевропейских дворов, например, немецким королевским и княжеским. Видимо, в данном случае художник, не имея представления о русских царских регалиях, изобразил символ высшей власти без привязки к реальным атрибутам.

Поделиться
Мы используем cookie

Во время посещения сайта gosniir.ru (Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение «Государственный научно-исследовательский институт реставрации») вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Подробнее...

ПОНЯТНО, СПАСИБО