Кресло с гобеленовой обивкой (мануфактура «Бове»). Франция. Втор. полов. XVIII в. (?)

 

C 2002 по 2005 гг. в отделе произведений прикладного искусства ГосНИИР реставрировались три комплекта обивки кресел, выполненных в технике ручного ткачества (гобелен) из Краснодарского краевого художественного музея им. Ф.А. Коваленко.

В 1930 г. эти кресла стиля рококо были куплены у частного лица и, по всей вероятности, были частью мебельного гарнитура, состоящего из шести кресел и дивана (в настоящее время в музее находятся три кресла и диван). Отсутствие клейм и подписей затрудняет атрибуцию, установление даты и места изготовления гарнитура.

С конца XVII в. королевские мануфактуры во Франции производили каминные экраны, а также мебельные обивки и ковры с изображениями на сюжеты популярных басен Лафонтена в обрамлении растительных орнаментов. В изображениях на обивке кресел из Краснодарского музея можно увидеть подобные сюжеты – «Волк и ягненок», «Кот и Петух», «Лиса и журавль», «Лев в сетях» и «Хозяин и собака». Есть основания предполагать, что кресла из мебельного гарнитура, который привезен в Россию из Франции и датирован серединой – второй половиной XVIII в.

Перед началом реставрационных работ обивка кресел была демонтирована.

Состояние сохранности гобеленов было оценено как неудовлетворительное. Предреставрационные исследования выявили наличие различных материалов в обивке кресел: нити основы – хлопчатобумажная ткань; уток, образующий узор, – шелк и шерсть. Были сделаны пробы на текучесть красителей и расчет возможной усадки гобелена после очистки и устранения деформации.

Одной из важных задач при реставрации, связанной с определенными трудностями, было сохранение размеров гобелена, что позволило бы установить его при монтаже на прежнее место. Не исключалось усиление натяжения нитей утка при обойке, а также механическое повреждение гвоздями целостной структуры ткани. С учетом этого было предложено, в случае возможной усадки ткани в процессе укрепления, нарастить гобелен иглой на 1,5-2 мм, а если этого окажется недостаточно, попытаться опустить подушку сиденья на 1 см.

На всех обивках имелись значительные утраты шелкового фона, утраты нитей основы (особенно на подлокотниках кресел). Цвет шерстяных нитей на лицевой стороне гобелена по сравнению с изнаночной стороной сильно ослаблен вследствие выцветания, выгорания и загрязнения. По изнаночной стороне можно судить о интенсивности и красоте изначального колорита гобеленов. На первом кресле с сюжетами «Кот и Петух» (сиденье), «Лиса и Журавль» (спинка) и втором с сюжетами «Хозяин и собака» (сиденье), «Лев в сетях» (спинка) спинки выкроены из сидений других кресел.

Вероятно, спинки взяли из кресел, очень сильно пострадавших во время оккупации Краснодара немецкими войсками. В первом кресле, над изображением головы кота имелся сквозной диагональный разрыв, склеенный по краям темный веществом.

По музейным сведеньям замена спинок была произведена в 1946 г. На кресле «Волк и ягненок» следов предыдущего реставрационного вмешательства не обнаружено.

При реставрации первого кресла возникли трудности при укреплении и восполнении утрат фона.

Рекомендованная при укреплении иглой техника «реставрационная сетка» не удовлетворяла техническим и этическим условиям данной работы. Поэтому были опробованы несколько различных техник укрепления, одна из которых, а именно «прикреп» поверх двух нитей основы с выходом иглы между двумя перекрытыми нитями основы, оказалась наиболее удачной и была применена при работе над всеми остальными гобеленами.

При дублировании (газ в два слоя) ткань основы была растянута в раздвижные пяльцы (в размер сиденья и спинки кресла).

Для натягивания ткани на подлокотники были сделаны рамки. Чтобы сохранить сгиб переднего края сиденья, газ натягивали в пяльцы не очень туго. Под все утраты были подведены фрагменты шелкового репса, сохранившиеся нити основы четко ложились между горизонтальными рубцами репсового плетения. Для укрепления иглой нитей основы на дублировочный материал были выбраны нити из газа в два сложения.

После очисток гобеленов (сухой и водной с применением ПАВ) размеры сиденья в изменились незначительно (на 1-2 мм по длине), размеры спинки сохранились без изменений.

Укрепление иглой проводилось с помощью оригинальной техники – «прикреп»: сначала стежком две нити, через одну нить – еще две вместе, при этом захватывалась одна нить из предыдущего прикрепа и одна новая. В результате поверхность гобелена получалась более равномерной, плотность и направление линий «прикрепа» можно регулировать в зависимости от поставленной задачи.

Вместо утраченных нитей основы ткани на спинке, сиденье и подлокотниках добавлялись новые.

Спинка, сиденье и подлокотники были сдублированы на двухслойный газ ниткой из газа, в два сложения с помощью иглы швом «вперед иголка» по всей поверхности; расстояние между проходами иглы – 1 см. Чтобы закрепить разрушенный край гобелена на сиденье кресла, выкрашены отрезанные от льняного полотна кромки шириной 1 см и укреплены хлопчатобумажной ниткой №60 с помощью иглы в технике «реставрационная сетка». За обрезанный край гобелена выпускалось 1-2 мм дублировочной кромки, чтобы проколы от гвоздей не были на самом краю и не прорвали его насквозь./