ГОсНИИРГосударственный научно-исследовательский институт реставрации

Консервация авторского шитья книжных блоков рукописей XIII-XV вв. на примере памятников, проходивших реставрацию в отделе рукописей ГосНИИР

Цхай А. А., Мокрецова И. П., Филиппов М. Ю.

Шитье книжного блока является наиболее важным этапом переплетения кодексов. От того, как был сшит книжного блока зависит и то, насколько удобно и долго можно будет пользоваться книгой в будущем, и то, как будет выглядеть весь переплет.

Тип шитья определяет всю форму переплета. Изменение способа шитья всегда приводило к изменению внешнего вида корешка, изменению формы переплетных крышек и способа крепления их к блоку.

В истории средневековых переплетов известны два метода переплетного шитья: шитье без основы (цепочкой) и шитье на основе (шитье на ремнях и шнурах)[1]. Шитье книжных блоков цепочкой является самым древним методом (коптские рукописи, IV-V вв[2]), который использовался древними мастерами[3] и существует до настоящего времени[4]. Сшитый цепочкой блок крепили с помощью двойных нитей шитья с переплетными крышками через специальные отверстия[5]. В более позднее время[6] переплетчики начинают использовать метод шитья книжного блока на опорах: ремнях, шнурах и хлопчатобумажных лентах[7]. На первый взгляд, такой способ шитья более надежный и долговечный. Но кожаные или пергаменные ремни со временем становились жесткими и теряли эластичность, что приводило к разрушению их в шарнирной части.

Составляя план реставрационных мероприятий, определяют насколько глубоким может быть вмешательство в авторский переплет. Сохранение оригинального способа шитья книжного блока, как самого важного элемента переплета, не простая задача. Сохраняя авторское шитье, нужно помнить о том, что оно должно быть прочным, чтобы книгой можно было пользоваться в дальнейшем.

Работы по консервации оригинального шитье книжного блока включают следующие операции: укрепление нитей шитья; укрепление и наращивание (при необходимости) опор шитья (ремни или шнуры)[8] блока.

Книжный блок рукописи XIV века, Устав Студийский (РГАДА. Ф. 381, № 144) был сшит на трех раздвоенных сыромятных толстых ремнях. Оригинальные нити шитья имели не значительные разрушения, на ремнях шитья не было разрывов, но они растянулись (Ил. 1а, 1б). Из-за чего появилась подвижность листов относительно друг друга. Кроме того, в процессе бытования были утрачены несколько листов рукописи и поэтому крышки не плотно прилегали к блоку.

Укрепление нитей шитья проводили с помощью льняных нитей различной толщины. В начале и конце рукописи были подшиты несколько тетрадей из реставрационной бумаги, чтобы «нарастить» толщину блока. Концы реставрационных нитей крепили к ремням в отверстиях в деревянных крышках (Ил. 2а, 2б).

 Но чаще всего, кожаные (пергаменные) ремни шитья из-за частого пользования, а также потери эластичности кожей, обрывались на шарнирных местах. В том случае, если оригинальное шитье книжного блока крепкое, можно нарастить ремни с помощью толстых нитей (Ил. 3). Чаще всего, разрушается шитье крайних тетрадей. Но даже в случае, если нити шитья в этих местах достаточно крепкие, при наращивании опор шитья, необходимо укрепить эти места несколькими стежками.

Решении о проведении тех или иных реставрационных работ всегда принимается на реставрационном совете. И не всегда оно бывает окончательным. При составлении плана реставрационных мероприятий блока Бардевикского кодекса (Право Любека) 1296 года («Музеи города Юрьевца, ЮКМ – 2010), без переплета, перед реставраторами поставили задачу, провести реставрационные работы (очистка листов книжного блока) не расшивая блок: укрепить шитье блока, очистить листы, подклеить разрывы, нарастить шнуры шитья и изготовить реставрационный переплет.

При внимательном осмотре для определения состояния сохранности, было выявлено, что нити шитья имеют многочисленные разрушения и повреждения (Ил. 4а, 4б). Сами шнуры также пострадали от времени. А так как нить шитья во многих местах проходит «сквозь» шнур, заменить шнуры, не разрушив сами нити – возможности нет. После тщательной очистки корешка от остатков клея, стало понятно, что само шитье непрочно и блок необходимо перешить.

Для обеспечения состояния сохранности рукописей необходимо обеспечить соблюдение режима хранения и правил использования. Экспонирование и исследование кодексов должно проходить на специальных подставках, которые предотвращают «полное» (на 180º) раскрытие книжного блока[9]. Для этого рекомендуется использовать специальные «пюпитры» для книг, сторонки которых ограничивают раскрытие книжного блока (не более 120º).

 

[1] Мокрецова И.П. Средневековый книжный переплет. История, материалы, техника и принципы реставрации. М., 2005. 141 С.

[2] Мокрецова И.П. Западноевропейский средневековый переплет. Краткая история, проблемы сохранности Средневековый западный переплет. С. 27

[3] J.A. Szirmai. The Archaeology of Medieval Bookbinding.

[4] В настоящее время переплетчики используют этот метод шитья при переплетении книг в мягких обложках.

[5] Именно в шарнирных местах (крепления досок с блоком) нити перетирались быстрее и крышки отрывались.

[6] Начиная с XII века западноевропейские переплетчики используют такой метод шитья.

[7] Западноевропейские мастера начинают использовать шитье на ремнях со второй половины XII века. В средневековую Россию этот способ приходит в конце XIII века. См.: Мокрецова И.П. Средневековый книжный переплет. История, материалы, техника и принципы реставрации. М., 2005. 141 С.

[8] Если есть такая возможность – старый, ослабленный шнур шитья удаляют и заменяют на новый.

[9] ГОСТ 7.50-2002. «Консервация документов. Общие требования». ГОСТ 8.586-2001 «Средства измерений характеристик искусственного и естественного излучения для обеспечения сохранности музейных экспонатов».

 

 

Поделиться