ГОсНИИРГосударственный научно-исследовательский институт реставрации

Реставрация и научно-исследовательская документация памятников станковой темперной живописи

В темперном отделе ГосНИИР ведется реставрация замечательного памятника древнерусской живописи – иконы «Богоматерь Неопалимая Купина» из местного ряда собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Образ датируется серединой – третьей четвертью XVI века и является одним из самых ранних примеров символико-дидактической иконографии «Неопалимой Купины». Несмотря на то, что реставрация иконы еще не закончена, она уже включается в работы, посвященные этому сюжету: Ivan Bentchev. Engelikonen, Machtvolle Bilder himmlischer Boten. Luzern, 1999. S. 116-124 (5). Русский вариант книги: Бенчев И. Иконы ангелов. Образы небесных посланников. М., 2005. С. 129-139 (см. С. 130-131); Головкова Д.С. «Богоматерь неопалимая Купина»: иконография и символика // Искусство Христианского мира. Вып. 7. М., 2003. С. 205-220.

Икона принадлежит Кирилло-Белозерскому музею-заповеднику и имеет сложное состояние сохранности, так как неоднократно подвергалась реставрационным вмешательствам: два раза живопись промывалась и прописывалась. Имеются следы других, менее значительных правок.

Задачей настоящей реставрации является максимально полное выявление авторской живописи, находящейся под потемневшим покрытием и разновременными прописями. Работа выполняется под бинокулярным микроскопом с рабочим увеличением до 28 крат. Постоянный микроскопный контроль является совершенно необходимым, так как первый раз прописи наносились непосредственно на авторскую живопись без разделительного слоя, часто скрывая потертости до левкаса. При этом рисунок возобновлен очень конкретно, часто он совпадает с авторским. Чтобы принимать решения об удалении тех или иных поновительских правок, необходимо четко представлять степень сохранности авторского слоя на каждом микроучастке. Следует отметить, что при раскрытии сохраняются все надписи, имеющие разновременное происхождение.

В настоящее время реставрационные работы выполняет Д.С. Головкова. По завершении реставрации все результаты исследований будут опубликованы.

В рамках составления научно-реставрационной фотодокументации выполнена необходимая фотофиксация состояния сохранности живописи. Для применения микроскопного контроля потребовалось разработать технологию цифровой факсимильной цветной фотофиксации. Принципиально важным является возможность фиксировать одновременно с объектом реставрации контрольные тест-объекты и шкалы, позволяющими объективизировать процесс фотодокументирования для задач мониторинга раскрытия и консервации.

Ниже приводится ряд иллюстраций, позволяющих представить на современном техническом уровне произведение живописи в процессе реставрации.

Открытость данной формы наглядной информации и технологичность цифровой фотофиксации делает при профессиональном обсуждении и анализе результатов реставрации цветную макро- и микрофотосъемку обязательной и главной частью современной информационной базы по объекту реставрации в каждом конкретном случае.

С технологической точки зрения назрела необходимость разработки отраслевого стандарта для реставрационной цветной фотодокументации, который не может игнорировать существующие организационные и финансовые ограничения.

Для выполнения документации по иконе «Богоматерь Неопалимая Купина» использовался цифровой фотоаппарат NiKon D2X с объективом Sigma-Makro f 1:2,8, фокусное расстояние 50.

Для всех снимков иконы использовалась диафрагма 32, для макроснимка в М1:2 использовалось удлинительное кольцо №2. После фотофиксации в формате RAW (NEF) дополнительная обработка проводилась только для уменьшения размера файлов при подготовке демонстрационных иллюстраций, без использования каких-либо фильтров или электронной ретуши живописи.

Выбор формата NEF в качестве исходного для создания реставрационного фотодокумента позволяет при переходе в формат TIFF для распечатки минимизировать цветоискажение воспроизведений живописи и автоматизировать процессы создания фотоархива.

При применении масштаба фотофиксации нарастает информационная насыщенность передачи структуры поверхности живописи и при определенном рисунке света позволяет видеть на мониторе компьютера даже в макрорежиме детали, недоступные невооруженному глазу.

Для правильной оценки качества цифрового фотодокумента и комфортной работы с точки зрения эргономики монитор должен иметь разрешение не менее 1280х1024 пикселей и возможности цветокалибровки.

Поделиться