ГОсНИИРГосударственный научно-исследовательский институт реставрации

Лентулов Аристарх Васильевич (1882–1943). Декоративная Москва. Небозвон. 1915

 

Состояние сохранности произведения А.В. Лентулова «Декоративная Москва. Небозвон» требовало серьезного вмешательства реставраторов. На картине наблюдалось мелкое шелушение красочного слоя, которое вело к утрате авторской живописи. Холст имел сильное провисание из-за слабого натяжения на подрамник. Тонкий мелкозернистый неравномерного плетения холст фабричного производства, на котором написано произведение, сохранил прочность нитей, и не был дублирован до настоящего времени./

Ранее картина была перетянута с авторского подрамника на реставрационный, о чем свидетельствуют гвоздевые проколы на авторских кромках. Со временем и этот подрамник потребовал реставрации. Авторские кромки произведения обтрепались и имели недостаточную ширину для натяжения картины на отреставрированный экспозиционный подрамник.

Красочный слой произведения имеет неравномерную нагрузку по всей площади картины: пастозные участки живописи чередуются с тонкими слоями и авторскими пропусками.

Красочный слой разорван сеткой кракелюра с поднятыми краями: на более пастозных участках живописи среднесетчатым кракелюром, на тонких участках мелкосетчатым кракелюром, частично повторяющим кракелюр авторского грунта. В картине изначально была нарушена стабильность красок, используемых автором, из-за обеднения их масляным связующим. Этим объясняется ослабление связи красочного слоя и грунта и мелкие шелушения живописного слоя. Авторский грунт, состоящий из цинковых белил имел сильно выраженный мелкосетчатый кракелюр с поднятыми краями, с угрозой отставания и осыпей./

Предреставрационное исследование произведения выявило на красочном слое участки живописи, структура которых была изменена в процессе предыдущих реставрационных вмешательств. Маленькие каверны на слое авторской живописи, а также несколько расплющенные пастозные мазки художника свидетельствовали о проглаживании красочного слоя при укреплении утюгом с высокой температурой нагрева. Были выявлены реставрационные тонировки, изменившиеся со временем в цвете. Грунт под ними просел и не имел фактуру, имитирующую авторский мазок./

Проведенные исследования показали, что необходимо укреплять не только связь красочного слоя с грунтом, но и сам грунт, состоящий из цинковых белил с обедненным масляным связующим и имеющий жесткий кракелюр. При этом необходимым условием стало применение реставрационного материала и методики работы, способствующих сохранению авторской структуры и «матовой» поверхности авторской живописи./

Совместно с лабораторией химических технологий реставрационных процессов и лабораторией физико-химических исследований института была выбрана программа укрепления грунта и красочного слоя клеем СЭВ. Для лучшего проникновения клея в структуру картины укрепление проводилось на вакуумном столе низкого давления. Одновременно с укреплением живописи проходило устранение деформаций грунта и красочного слоя произведения. Для того чтобы натянуть произведение А.В. Лентулова на отреставрированный подрамник, необходимо было полностью сдублировать верхнюю кромку и частично нижнюю и правую кромки. После подведения реставрационного с красочного слоя было удалено поверхностное загрязнение./

Живопись А.В. Лентулова имела неоднородный блеск. В основном это матовая поверхность. На некоторые участки автором нанесено лаковое покрытие для лучшего выявления живописных особенностей произведения.

Так как поверхность живописи задумывалась автором матовой, а для экспонирования картины необходима защитная пленка – реставрационный совет принял решение красочный слой картины покрыть отечественным ретушным лаком в пинене с помощью пульверизатора. После покрытия живописи этим составом красочный слой сохранил однородный матовый блеск.

Многочисленные мелкие шелушения красочного слоя тонированы реставрационными красками.