Отдел научной реставрации станковой темперной живописи

Отдел исследования и реставрации темперной живописи основан в 1960 году. С самого начала своего основания одним из приоритетных направлений деятельности отдела, помимо собственно реставрации памятников, стало систематическое исследование произведений темперной живописи, как древнего периода, так и более позднего времени. К настоящему моменту оказались хронологически охваченными эпохи от искусства Древнего Египта до современной лаковой миниатюры. Однако главным предметом изучения была и остается иконопись.

Отдел состоит из двух секторов: древнерусской живописи и сектора полихромной скульптуры и резьбы.

Отдел занимается исследованием технологии древнерусской темперной живописи, разработкой методов консервации и реставрации икон, иконостасных и дворцовых комплексов, включающих полихромную скульптуру и позолоченную деревянную резьбу. В отделе проводятся комплексные исследования настенной живописи и экспертиза подлинности и сохранности иконописи.

Во всех случаях консервации и реставрации приоритетным является минимум вмешательства в памятник, обеспечение реставрационного мониторинга за счет факсимильного фотодокументирования на уровне микроструктур поверхности живописи и разработка рекомендаций по превентивной консервации и хранению отреставрированных произведений.

В отделе был разработан ряд методик по консервации темперной живописи иконостасных комплексов XV-XVIII вв., позолоченной резьбы и лепнины в условиях архитектурных памятников без демонтажа, с лесов.

Среди основных работ отдела – реставрация икон и золоченой резьбы иконостасов XV-XVIII вв. Кирилло-Белозерского музея, Белозерска, Великого Устюга, Троицкого и Успенского соборов Троице-Сергиевой Лавры, Новоспасского монастыря в Москве, иконостасных ансамблей храмов Большого Кремлевского дворца.

Для особых случаев разработан оригинальный способ отслоения записи сплошным слоем без разделения на фрагменты и перенесение ее на новое основание, что позволяет сохранять позднюю живопись как художественно-культурный документ эпохи.

В отделе накоплен большой опыт по реставрации полихромной деревянной скульптуры, при консервации и раскрытии которой полихромия приравнивается к живописи на скульптурной форме, что обеспечивает максимальную сохранность цвета и фактуры поверхности подлинника. На протяжении многих лет велась работа по реставрации скульптуры алтаря Бернта Нотке 1483 г. церкви Св. Духа в Таллинне и живописи и скульптуры алтаря 1481г. работы Хермена Роде из Таллиннского собора Св. Николая.

Для микроскопного контроля процессов реставрации полихромной и позолоченной скульптуры разработан ряд технологических приемов и инструментов, позволяющих устранить риск повреждения подлинного красочного слоя.

Отдел осуществил идею перенесения принципов и методов реставрации станковой темперной живописи на реставрацию настенных росписей. Для росписей Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря была разработана нетрадиционная методика выборочного укрепления красочного слоя и его очистки, впервые в отечественной реставрации выполнено полное технологическое исследование материалов и техники росписи. За эти работы коллектив специалистов отдела был удостоен Государственной премии в 1999 году.

В последние годы стал постоянно увеличиваться объем работ по экспертизе икон. Опираясь на опыт отдела в исследовании иконописи, нами был выработан такой порядок проведения экспертизы, который вероятность ошибки практически сводит к нулю. Мы убеждены, что по настоящему комплексной экспертиза может быть только тогда, когда в ее проведении задействованы специалисты трех направлений: реставраторы–аналитики, представители точных наук (обычно это химики–технологи) и историки искусства. Исследование любого памятника проходит, как минимум, три этапа и обязательно в определенной последовательности.

На первой стадии эксперты-реставраторы выясняют все о материально-структурном комплексе произведения, о его сохранности, позднейших вмешательствах, о технике письма всех живописных слоев, о следах бытования и старения материалов и т.п. С этой целью почти всегда требуется выполнение зондажей на микроучастках (площадь каждого пробного раскрытия не превышает 2–3 миллиметров). Второй этап экспертизы полностью в руках представителей точных наук: химиков, физиков (в ряде случаев и биологов). Полученные данные и выводы служат базисом для третьего этапа экспертизы, где вступают в силу критерии истории и теории искусства.

Научные данные, полученные в результате наших исследований, находят отражение в постоянных публикациях, выступлениях на конференциях, участии в атрибуционных и реставрационных советах.

Зав. отделом – Чаленко Татьяна Тарасовна. E-mail: info@gosniir.ru.

Поделиться