Посвящается 80-летию Великой Победы
Публикуемые к 80-летию Победы произведения живописи, связанные с темой Великой Отечественной войны, в разные годы исследовались в отделе научной экспертизы ГОСНИИР. Сотрудниками была проведена атрибуционная работа, направленная на подтверждение предполагаемого авторства, уточнение датировок и сюжетов.
- Герасимов Сергей Васильевич (1885 - 1964).
Руины Нередицы (этюд). 1944. Бумага, масло. 32 х 42. Частное собрание.
В 1944 году С.В. Герасимов работал в Новгороде с натуры и не основе этих этюдов создал ряд произведений картинного плана. Мотив данного этюда практически повторен в картине С.В. Герасимова «Новгород. Руины церкви Спаса-Нередицы» (1944, холст, масло, Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева).
Эксперты: С.А. Кочкин, Е.А. Данченко (2000)
- Маврина (Лебедева) Татьяна Алексеевна (1900 – 1996).
Нашествие татар. 1942. Бумага, графитный карандаш, тушь, акварель, лак. 21,7 х 28,7. Частное собрание.
Тема войны находит в творчестве Т.А. Мавриной метафорическое выражение через темы сказок и былин. В данной работе художница использовала стилистику лубка (цветовая гамма, заимствование принципов организации лубочного листа – помещение композиции в рамку, деление на планы).
Эксперты: М.М. Красилин, Ю.Б. Дьяконова (2005)
- Жеваго, Георгий Семенович (1910 – 1987), Железнов, Михаил Петрович (1912 – 1978), Пугачев, Николай Макарович (1912 – 1970-е гг.?)
Портрет маршала Советского Союза Г.К. Жукова. 1950-е гг. (1956). Холст, масло. 125 x 114. Частное собрание.
Маршал Г.К. Жуков (1896 – 1974) изображен в парадном кителе серого цвета с ручной вышивкой и наградами - четыре медали Героя Советского Союза «Золотая Звезда», ниже представлены орденские планки. Этот портрет является парадным официальным изображением полководца. Известно, что четвертой медалью «Золотая Звезда» Георгий Константинович был награжден уже в 1956 году. Соответственно, портрет выполнен или в это же время, или чуть позже, до того, как Жуков попадет в опалу (1957 год). Для советской художественной практики было характерно исполнение большой официальной заказной работы коллективом авторов (для гос. учреждений, торжественных залов и т.п.). Вполне вероятно, что М.П. Железнов, специализировавшийся на портретном жанре (в том числе во время Великой Отечественной войны), в значительной части выполнил личнόе, два других художника также участвовали в написании мундира и аксессуаров.
Эксперты: К.А. Николаев, С.А. Кочкин, А.А. Скороход (2025)
- Дейнека Александр Александрович (1899 – 1969)
Красная Армия. Наступление. 1945 – 1946. Гипс (гипсовый пласт, две части), гуашь, темпера, карандаш. 26,5 х 21 (каждая часть). На обороте резные по гипсу цитаты из И.В. Сталина. Частное собрание.
Стилистические особенности произведения, рисунок, характер моделирования, фризовое построение, колорит, фризовое построение композиции соответствуют творческой манере А.А. Дейнеки 1940-1950-х годов. Налицо генетическая связь данной работы с произведениями А.А. Дейнеки «Прифронтовой завод. Ремонт цехов» (1941 – 1946) и «Оборона Севастополя» (1942).
Эксперты: М.М. Красилин, О.В. Яхонт, Ю.А. Халтурин (1997)