В ГОСНИИР прошли практику студенты РГХПУ имени С.Г. Строганова

В июне-июле 2025 г. отдел научной реставрации станковой масляной живописи ГОСНИИР принимал у себя студентов кафедры реставрации монументально-декоративной живописи РГХПУ имени С.Г. Строганова.

В рамках летней учебной практики под руководством Марии Степановны Чураковой студенты осваивали основы реставрации и консервации произведений, выполненных в технике масляной живописи. Сотрудники ГОСНИИР провели для практикантов несколько занятий, расширяющих их кругозор и область профессиональной компетенции.

29 июня 2025 г. зав. отделом Екатерина Викторовна Алешкина провела мастер-класс на тему «Водные способы очистки живописных памятников». В теоретической части мероприятия были затронуты проблемы очистки водочувствительного и ослабленного красочного слоя, рассмотрены виды поверхностных загрязнений, палитра расчищающих водных составов и способы работы ими.

Особое внимание было уделено применению гелевых носителей. Участники мастер-класса на практике сравнили эффективность работы традиционными гелями из агар-агара и новыми гелями на основе поливинилового спирта и полиакриламида, которые в настоящее время тестирует специализированная рабочая группа ГОСНИИР (Е.В. Алешкина, Т.Т. Чаленко, Ю.В. Иванова).

Студентов РГХПУ имени С.Г. Строганова также ждали в отделе реставрации монументальной живописи ГОСНИИР, где сотрудники отдела - Наталья Алексеевна Ковалёва и Галина Эдуардовна Вересоцкая - провели с практикантами три занятия.

На первой лекции: "Полевая консервация фрагментов археологической живописи" Г.Э. Вересоцкая рассказала о методах извлечения живописи из археологического завала и применяемых реставрационных материалах. Также студенты познакомились с фрагментами настенных росписей и монументального архитектурного декора.

Ещё два лекционных занятия были посвящены работе специалистов ГОСНИИР с известнейшими археологическими памятниками прошлого. Г.Э. Вересоцкая рассказала о работе с фрагментами из археологических раскопок урартской крепости Эребуни (Армения) в собрании ГМИИ имени А.С. Пушкина. Также практиканты познакомились с принципами реставрационного подхода к руинированным изображениям и реконструкции композиции на примере фриза с грифонами "царского некрополя" Гонур-депе (III тыс.до.н.э., Туркменистан).

Студенты познакомились и с отделом научной реставрации темперной живописи ГОСНИИР, где художник-реставратор Полина Руслановна Пиунова рассказала гостям об истории отдела, о текущей работе и важности научного подхода при реставрации икон и других исторически значимых предметов.

Поделиться