Научно-практический семинар «Вопросы исследования, консервации и хранения археологической живописи Эребуни»

В Историко-археологическом музее-заповеднике «Эребуни» (Армения)   3-10 мая 2022 года успешно прошел научно-практический семинар «Вопросы исследования, консервации и хранения археологической живописи Эребуни». Он был организован музеем-заповедником «Эребуни» как образовательный проект для художников-реставраторов из ведущих музеев Армении и исследователей древней живописи Урарту. В рамках семинара художники-реставраторы из ГОСНИИР и ГМИИ им. А.С. Пушкина провели мастер-классы по основам консервации фрагментов монументальной живописи эпохи Урарту из археологических раскопок.

Научная секция семинара состоялась 5 мая в музее-заповеднике «Эребуни». Конференцию открыл доклад директора музея «Эребуни» М. Бадаляна (совместно с заместителем директора В. Саргсяном) о находке сакральной ниши с красной росписью в храме бога Халди в Эребуни. Развернутый доклад научного сотрудника Отдела Древнего Востока ГМИИ им. А.С. Пушкина, хранителя коллекции Урарту Р.Р. Вергазова был посвящен открытию и полевой консервации фрагментов настенных росписей из Эребуни в 1950 – 1960-х годах по архивам отряда ГМИИ. Результаты физико-химических исследований живописи Эребуни из коллекции ГМИИ были представлены научным сотрудником лаборатории физико-химических исследований ГОСНИИР Т.В. Юрьевой. Доклад художника-реставратора 1 категории ГОСНИИР Г.Э. Вересоцкой был посвящен специфике консервации археологической живописи Эребуни на материале из урартской коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина. Завершал программу научной секции доклад архитектора-реставратора музея «Эребуни» Р. Саргсяна о первом опыте 3D реконструкций настенных росписей из крепости Эребуни.

Мастер-классы в рамках семинара включали теоретическую и практическую часть. Предварительно, Г.Э. Вересоцкой совместно с художниками-реставраторами из ГМИИ им. А.С. Пушкина О.С. Шашловой и А.С. Петровым была осмотрена коллекция фрагментов настенных росписей эпохи Урарту из хранения музея-заповедника «Эребуни». В процессе визуального осмотра были отобраны фрагменты росписей в аварийном состоянии. В результате был составлен план работ по устранению аварийного состояния и консервации 17 (семнадцати) фрагментов археологической живописи из Эребуни.

Теоретическая часть семинара состояла из лекций по основам полевой консервации с показом презентаций, знакомством с методическими особенностями работы с фрагментами живописи на лессово-ганчевых основаниях, ведению реставрационной документации, составлению картограмм. Практическая часть работы заключалась в предварительном исследовании фрагментов росписей под микроскопом, составлению плана работ и выполнении аварийных работ, в которые входит: удаление пылевых загрязнений, фунгицидная обработка, предварительная консервация основы и укрепление деструктированных участков грунта и распыленного красочного слоя.

Семинар вызвал большой интерес и отклик у реставраторов, которые до этого не имели опыта работ с памятниками археологической живописи. Все дни семинара были заполнены обсуждениями, интересным общением, обменом опытом и информацией.

Поделиться