HARTMETZ, G. Mut zur Lücke. Die Fehlstelle im Spannungsfeld zwischen Ästhetik und Authentizität – Methoden der Restaurierung ohne Ergänzung [Текст] / G. Hartmetz // Restauro . – 2007. – № 1 . – S. 40–46 (нем.).

Статья затрагивает весьма важный вопрос: в какой степени необходимо восстанавливать утраченные фрагменты объекта реставрации? Уже многие годы реставраторы нуждаются в общих рекомендациях при работе с утратами. Четкие принципы необходимы, когда принимаются трудные решения о выборе методики. Теоретические размышления обычно весьма абстрактны и трудно применимы на практике.
Итальянский философ Фома Аквинский предлагал три принципа для определения совершенства: четкость, соразмерность и неповрежденность. Для многих собственников произведений искусства главная задача –повышение эстетической ценности. А реставраторам важным представляется умение принять утраты как следы бытования памятника. Задача реставратора – выстроить правильное соотношение требований эстетики и аутентичности, вне зависимости от денежной стоимости объекта. При этом определенные трудности представляет просветительская работа с собственниками произведений, т. к. большей частью они являются любителями без серьезных познаний в области искусства – им бывает сложно принять подобную концепцию реставрации. .
В статье описана реставрация двух столбиков практически утраченного итальянского барочного алтаря XVII в. Состояние столбиков было почти безнадежно: отслоение покрытия составляло 70 – 80%. Реставрационное вмешательство состояло лишь в укреплении оставшихся фрагментов.