Barсlay R. Architectural Antecedents // Canadian Conservation Institute Newsletter. –2000. –№ 25 (англ.).

Роберт Барклай, старший реставратор Канадского института консервации (CCI) полагает, что идеология, лежащая в основе взглядов современных консерваторов, не столь нова, как это кажется. В начале XIX в. различные точки зрения на задачи реставрации и консервации впервые стали предметом обсуждения. Разрушение архитектурных элементов, которое происходит во имя реставрации, послужило причиной этих широких разногласий. В середине XIX в. критик и общественный деятель Джон Раскин в своей книге «The Seven Lamps of Architecture» (Нью-Йорк, 1857 г.) дал следующее определение понятия «реставрация»: «Ни общественность, ни те, кому поручена забота о памятниках культуры, не понимают истинного смысла слова «реставрация». Оно означает самое полное уничтожение, которое может постичь здание: разрушение, не оставляющее никаких следов, разрушение, сопровождаемое фальшивым описанием того, что перестало существовать». Воинственный характер этого заявления отражает антагонизм между движением «антиреставрация» и реставраторами школы Э.Виолле Ле Дюка. В предисловии к «Dictionnaire raisonné de l’architecture française du XIe au XVIe siècle» (Париж, 1854 г.) он писал: «И слово, и предмет современны. Реставрировать здание – не означает его эксплуатировать, ремонтировать или перестраивать. Оно означает воссоздать его в законченном виде, в котором, возможно, оно никогда не существовало». Подобная полярность взглядов свидетельствует о том, что назревает осознание и появляются сигналы расхождения между реставрацией как творческой и интерпретирующей деятельностью и консервацией как деятельностью, способствующей историческому критицизму. Этот пример отношения к историческим знаниям показывает, что современные консерваторы всех специальностей живут и работают в условиях длительной и непрерывной борьбы мнений.