Comment mieux connaître et préserver les vitraux anciens? // Culture et Recherche. Dossier d’information. – Ministère de la culture et de la communication.– Paris, 2001 (фр.).

Статья описывает работу отдела витражей Научно-иследовательской лаборатории исторических памятников (LRMH), которая проводит исследования всех учтенных витражей зарегистрированных памятников Франции (соборы в Шартре, Реймсе, Туре, Труа), в частности касающихся состояния сохранности стекол и росписей, механизмов повреждений стекол, росписей и эмалей, поверхностных загрязнений, развития микроорганизмов, состава стекол и их декора, а также их реставрацию. Диагностика, проводимая совместно с мастерами-стекольщиками, архитекторами и хранителями позволяет ориентировать выбор методов реставрации в нужном направлении. LRMH создает новейшие методы консервации и реставрации стекла: химическую очистку, укрепление росписей, склейку стекла, эффективность которых проверяется лабораторными опытами и тестами по ускоренному старению. В настоящее время Лаборатория работает над испытанием новых препаратов для укрепления росписей и восполнения красочных утрат с использованием эпоксидных, полиэфирных, силиконовых смол. С некоторого времени проводятся консервационные работы по защите витражей двойным остеклением. Микроклиматические исследования защищенного стекла проводятся на соборе в Туре, а также на испытательных стендах в Центральной школе Нанта, что позволяет изучить влияние различных параметров: направление потоков вентиляции, размеры вентиляционных отверстий, расстояние между стеклом и витражом, материалы защитного стекла (термопластичное стекло, слоистые смолы) и т.д. В ближайшем будущем Лаборатория предполагает начать изучение явления потемнения некоторых стекол, вызванное окислением марганца, которое связано с деятельностью микроорганизмов (грибков, водорослей, бактерий). Одной из целей этого изучения является создание эффективной обработки стекла для возвращения ему прозрачности. Совместно с историками Университета Сорбонна-IV и сотрудниками стекольной мастерской проводится изучение письменного источника – трактата XIV в. Антуана Пизанского, целиком посвященного способам изготовления витражей, предпринимаются попытки дать им критическую оценку и применить описанные способы на практике с целью лучшего изучения техники изготовления старинных витражей.