Ciatti M., Conti S. Matteini M. Casula (XIII s.). Museo dell’Opera del Duomo. Siena // Sezioni Restauro. Settore Restauro Tessili. Opificio delle Pietre Dure.– 2002 (ит.).

Описаны иконография, техника изготовления, состояние сохранности и проведенная превентивная консервация ризы священника из музея Собора г. Сиены. Одеяние выполнено из редкой шелковой ткани – так называемой «яшмы», производства мануфактуры XII-XIII вв. «Яшма» имитирует дорогие ткани среднего востока, в основном сирийские. Риза имеет также вышитый крест и борт с элегантной позднеготической золотой вышивкой, вероятнее всего выполненной в конце XIV в. в сиенской мастерской. О происхождении текстильного предмета ничего не известно. Состояние сохранности одеяния было достаточно плохим, в основном из-за чрезвычайной ветхости шелковой ткани, на которой имелись многочисленные разрывы и утраты. Другая проблема состояла в оценке произошедших цветовых изменений и, следовательно, в выборе методов очистки. Первый опыт по защите и уходу за предметом относится к 1994 г. и связан с подготовкой ризы к выставке «Драпы, шелка, тафта и другие материалы. Старинные ткани в Сиене», проводимой на территории церкви Св. Августина. Тогда же консерваторами была выдвинута гипотеза, основанная на особенностях техники изготовления ткани, что речь идет не о местном производстве, а об одном из сирийских образцов. Проект реставрации, который был разработан на основе проведенных углубленных исследований, должен был решить, прежде всего, проблему, связанную с укреплением и очисткой, исключая вмешательства, искажающие внешний вид предмета, например, демонтаж, который был тогда отклонен из-за связанных с ним оперативных трудностей. В проекте важная роль была отведена изучению создания наилучших условий хранения при проведении будущей выставки. С этой целью Сектором климатологии и превентивной консервации Лаборатории в сотрудничестве с музеем Оперы Сиенского собора был спроектирован специальный футляр.