Vigl M. Die Restaurierung von doublierten Leinwandgemälden // Restauro.– 2002.– № 6.– S. 430-438 (нем.).

В статье речь идет о реставрации дублированных живописных полотен эпохи барокко, украшающих стены церквей и замков. С точки зрения микроклимата они не так хорошо защищены, как музейные экспонаты, и поэтому чаще и скорее подвержены возникновению повреждений, причиной которых наряду с колебаниями температуры и влажности служит порой проведение праздничных мероприятий, церемоний или выставок. Само дублирование часто проводится в профилактических целях помимо укрепления холста. Повреждения, возникающие после такого дублирования, подразделяются на первичные и вторичные. В ходе выработки концепции реставрации решается вопрос, в какой форме следует проводить вмешательство: в форме дедублирования, повторного дублирования или в комбинированной форме. Приводятся примеры различных видов реставраций. Как правило, наши предшественники уже позаботились о поддержании хорошей сохранности картин, устроив для них ниши, воздуховоды и другие средства защиты. Задача учреждений по охране памятников состоит в сохранении этих уже имеющихся систем защиты и соблюдении следующего правила: приспосабливать не картину к окружающей среде, а наоборот.