Maral A., Romey M. Un nouveau regard sur deux toiles de Lubin Baugin récemment restaurées: «La Nativité de la Vierge» et «La Présentation de la Vierge au temple» // Gazette des Beaux-Arts.– 2002.– №5-6.– P. 367-375 (фр.).

В статье описаны ход реставрации полотен Любена Божена (XVII в.), а также результаты реставрационного вмешательства. Картины поступили в музей Гране в Экс-ан-Провансе в 1860 г. Для проведения выставки были предприняты комплексные исследования и реставрация этих двух полотен, которая была полностью завершена в 1998 г. В ходе реставрации и восстановления основы, т.к. первоначальный формат картины не был прямоугольным, было решено удалить дополненную основу и закрашенные ее части в углах. В ходе очистки картины «Рождество», проведенной в 1962 г., был сильно удален поверхностный слой лака вплоть до лессировочного слоя. Желтоватый внешний вид картины «Введение в храм» гарантировал сохранность живописи под слоем старого окислившегося лака XIX в., что позволило в ходе очистки представить картину в ее первоначальном виде. Учитывая злоупотребление очисткой на картине «Рождество» удаление слоя лака на второй картине проводилось с предварительным проведением тестирования растворителей. В ходе этого вмешательства были удалены записи в верхних углах, на плаще женской фигуры и внизу картины. После мастиковки утрат основы, восполнение утрат красочного слоя и наложение защитного слоя лака было сделано в соответствии с общим колоритом живописи. Пример подобной реставрации показал, что надо четко представлять границы реставрации, уметь их определять, а также объяснять и строго контролировать процесс ее проведения, – все это позволило оценить стиль Божена и его оригинальную красочную палитру.