ГОсНИИРГосударственный научно-исследовательский институт реставрации

Синицына Н.П. Особенности комплексной реставрации экспонатов из разных материалов (кожа, металл, ткань) // Проблемы реставрации музейных памятников. – М.: Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», 2001. – С. 115-123.

В работе сформулированы требования к выбору методов реставрации комплексных памятников на примере реставрации седла XVII в. и чемоданца для кольчуги. Седло (бархат, кожа, золотная тесьма) поступило в реставрацию в плохом состоянии сохранности: кожа пересохла, она была деформирована, на ней имелись прорывы и утраты, золотные нити отставали, тесьма к тому моменту практически разрушилась. Реставрация седла включала в себя частичный демонтаж (снятие тесьмы, соединяющей кожу и бархат), очистку и укрепление. Наслоения грязи и клея с изнаночной стороны кожи снимались после ее увлажнения механически: шпателем и мелкозернистым абразивом. Затем кожа была очищена с лицевой стороны, обработана смазкой и отпрессована. Места разрывов и утрат укреплялись путем введения фрагментов старой кожи (взятой из вспомогательного фонда) на мездровый клей. Золотное шитье и тесьма очищены, укреплены иглой. Чемоданец (сафьян, золотное шитье, золоченые накладки) поступил в реставрацию сильно загрязненным, деформированным: кожа потрескалась, имела прорывы и утраты, золотное шитье было загрязнено и покрыто слоем патины, подкладка также была весьма ветхой. Процесс реставрации включал в себя демонтаж подкладки, очистку и укрепление всех деталей и материалов памятника. Кожа очищалась полувлажным способом дистиллированной водой, затем обрабатывалась медицинской желчью. Разрывы и утраты на коже укреплялись с использованием мездрового клея путем введения фрагментов кожи. Деформация чемоданца устранялась методом пятикратного наполнения объема увлажненной кожи фильтровальной бумагой. Подкладка очищена и дублирована на хлопчатобумажную ткань. Золотное шитье очищено дистиллированной водой с добавлением ферментола. В конце работы автор формулирует требования к реставрации комплексных памятников: определение природы волокон и красителей материала; выявление типов загрязнений; решение проблемы удаления ржавчины с разных деталей.

Мы используем cookie

Во время посещения сайта gosniir.ru (Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение «Государственный научно-исследовательский институт реставрации») вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Подробнее...

ПОНЯТНО, СПАСИБО