Baumer U., Koller J. Schwarze Lacke // Restauro. – 2000. – № 5. (нем.).

История европейских лаков коротка по сравнению с восточно-азиатскими лаками. Европейские опыты изготовления приемлемого материала, имитирующего восточно-азиатские лаки, терпели неудачу в первую очередь в плане не сочетаемости черных пигментов с масляными связующими веществами. Напротив, при использовании лаков не на масляной основе ощущался недостаток подходящих растворителей. Поэтому в Европе только примерно с 1670 г. был достигнут уровень качества лаков, которые были в состоянии конкурировать с португальскими и голландскими привозными лаками. В XVII в. в качестве сырья предпочитали шеллак – смолу животного происхождения, добывавшуюся путем очисти и обогащения сырого шеллака. И хотя блестящие черные лаки можно производить из спиртовых экстрактов сырого шеллака и черных пигментов, однако исследования показали, что, по крайней мере, в Центральной Европе чистый шеллак практически никогда не использовался, а использовались смеси смол на основе шеллака и сандарака. Результаты исследований имитационных лаков показали, что речь идет о разведенных спиртом лаках на основе шеллака. Более простые составы черных лаков включают черный пигмент, связанный животным клеем с глянцевым лаковым покрытием поверхности. В конце XVII в. появились черные масляные лаки. Масляные лаки являются смесями масла и смол, которые должны быть сначала расплавлены (сварены). Почти весь XVIII в. масляные лаки были в тени блестящих спиртовых лаков, однако продержались до ХХ в., и только с 1950 г. их сменили лаки из искусственных смол.