Быкова М.А. Компьютерное проектирование в реставрации // Реставрация музейных ценностей. Вестник. – М.: 2/2000-1/2001. – № 6–7. – С. 24-27.

Автор рассматривает возможность применения компьютера для физико-химических исследований, технико-технологической экспертизы и методов комплексной атрибуции произведений искусства. Применение компьютерных программ было осуществлено в лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа в период с октября 1998 по апрель 1999 г. В своей работе реставраторы руководствовались опытом Центрального института реставрации (Италия). В статье рассказывается о применении компьютерной технологии в реставрации картины «Бедуин с белой лошадью» (А.Грей, Ирландия, сер. XIX в.). Учитывая плохое состояние картины, в программу реставрационных мероприятий было предложено включить проект ее реконструкции. Эта часть программы и стала экспериментальной. Вначале была сделана фотофиксация в свете отраженной люминесценции. Съемка фрагмента с частично утраченной авторской подписью сделана в диапазоне ИК- излучения. Сделаны специальные фотографии и слайды, с тем чтобы при проецировании изображения и многократном увеличении изучить сохранившиеся фрагменты красочного авторского слоя. Был собран материал, дающий представление о стилистических направлениях и конструктивных особенностях утерянного изображения седла. В статье описан процесс собрания в единое целое поврежденной и неповрежденной живописи с помощью тонирования при минимальном реставрационном вмешательстве. Был предложен метод компьютерного проектирования взамен традиционного выполнения картона. Работа по поискам формы и цвета проводилась на экране монитора. Компьютерное проектирование, не затрагивая оригинала, дает возможность работать с его цифровой копией и получить варианты реставрации картины, фрески, скульптуры, произведения декоративно–прикладного искусства; существенно экономить время в сравнении в традиционным выполнением картон–проекта; записывать на лазерный диск первоначальный и окончательный варианты, и при необходимости воспроизводить полиграфическим способом; увеличить возможности комплексного подхода к атрибуции.