Frosinini C., Montalbano L., Matteini M. (OPD), Mando A., Lucarelli F. (Università di Firenze), Menu M., Duval A. (LRMF). Il disegno a punta metallica: studio della tecnica artistica e identificazione del tratto grafico // Opificio delle Pietre Dure. Sezione Restauro. Settore Materiali cartacei e pergamenacei.– 2002 (ит.).

Описываются задачи и технологии реализации проекта реставрации графики, выполненной металлическим пером, осуществленного совместно Реставрационной лабораторией «Opificio delle Pietre Dure» во Флоренции, Отделением физики Флорентийского университета, Научно-исследовательской лабораторией музеев Франции (Париж). Исследования ставили перед собой следующие задачи: изучить происхождение, развитие и упадок одной из старинных техник рисунка; проанализировать систематическим образом технические приемы и используемые материалы; изучить современное состояние сохранности рисунков; определить самые распространенные причины разрушения рисунков и выработать специфическую методику их хранения и экспонирования. Сложность поставленных задач заставила привлечь в единую команду специалистов различных направлений – реставраторов, хранителей, сотрудников лабораторий, которые проводили междисциплинарные исследования. Использованы самые современные методы неразрушающей диагностики, как на оригинальных рисунках, так и на образцах, выполненных по старинным технологиям в лаборатории. Исследования предусматривали две различные стадии: одна – аналитическая, направленная на изучение оригиналов, а другая – на изучение образцов, созданных в Лаборатории. Оригиналы подвергались следующим исследованиям: – фотографическая документация в видимых лучах; сканирование в ИК-лучах; документирование в ИК-лучах; мультиспектральный анализ; гиперспектральный анализ; рентгеновская флюоресценция; УФ-флюоресценция. – специфические исследования по идентификации состава грунта и следов металла, оставленных пером: рентгеновская флюоресценция, PIXE (индуцированное протонами рентгеновское излучение), PIGE (индуцированное протонами гамма-излучение). Исследования образцов: - качественный анализ пигментов, использованных в грунтах; - колориметрический анализ окрашенных грунтов; - изучение оставленных металлом следов и их воздействия на грунт; - анализ штрихов пера и дифференциация использованных металлов (под микроскопом); - измерение времени окисления каждого металла; - искусственное старение факсимиле; - идентификация следов металла, оставленных пером; - имитация наиболее распространенных повреждений, встречаемых на оригиналах.