Matteini M., Montalbano L., Rossi C. Taccuino di Giovannino de’Grassi // Sezione restauro. Settore Materiali cartacei e pergamenacei. Opificio delle Pietre Dure. – 2002 (ит.).

Дано описание пергаментного альбома рисунков, хранящегося в Городской библиотеке г. Бергамо и принадлежащего Джованнино де Грасси. Альбом является одним из примеров наиболее старинной и хорошо сохранившейся позднеготической графики, выполненной как этюды для живописи. Он состоит из 4-х брошюр с рисунками фигур животных и людей и двух иллюстрированных «алфавитов», сшитых единой обложкой из картона, вероятно относящейся к XVI веку. В 1997 г. кодекс изучен и отреставрирован в сотрудничестве с другими реставрационным организациями под руководством Мастерской во Флоренции. Проведены многочисленные диагностические исследования с использованием неразрушающих методов анализа: рефлектография в ИК-лучах; спектрофотометрия с преобразованием Фурье и в ИК-лучах; неразрушающая спектроскопияотражения; микро-рамановская спектроскопия; индуцированное протонами рентгеновское излучение (PIXE). Полученные результаты в основном касались новых технических исследований материалов, использованных для рисунка, а также осветили причины некоторых повреждений, связанных с условиями хранения. Мастерская во Флоренции провела реставрацию на пергаменте, графическом и красочном материалах, которая может быть разделена на три стадии: 1. Структурное восстановление, т.е. реконструкция самой старинной конфигурации кодекса; 2. Очистка: сухая и влажная поверхностные очистки толстого слоя отложений и локальная обработка самых заметных пятен; 3. Укрепление красочного слоя, проведенное только на зеленом цвете, состоящем из свинца и олова, который имел сильные отслоения от основы. Особую трудность представляла реставрация монохромных листов Алфавита, который подвергался многочисленным реставрациям, полностью изменившим его структурную конфигурацию и эстетическую ценность. Лицевая сторона страниц была покрыта защитным слоем пленки из шелка, тогда как оборотная сторона – укреплена толстым слоем бумаги с целью создания единого листа. Реставрация включала удаление скальпелем под электронным микроскопом шелковой пленки, восстановление двух листов пергамента и их монтаж в соответствии с оригинальной старинной структурой. В ходе реставрации была выявлена одна особенность выполнения иллюстраций к алфавиту, состоящая в наличии отверстий для переноса рисунка с помощью порошка, что является одним их старинных примеров техники рисунка на пергаменте. Национальная библиотека занялась демонтажем брошюр, их повторным переплетом и хранением. Альбом переплетен в свою оригинальную обложку и помещен в контейнер, специально созданный для оптимального хранения произведения.