Volle N. L’apothéose d’Hercule à Versailles: le triomphe de François Lemoyne, la gloire d’un grand décor retrouvé // Revue du Louvre. – 2001.– №4.– P.79-85 (фр.).

В статье подробно описывается реставрация огромного живописного полотна на потолке площадью 480 кв. м, выполненного первым художником при дворе Людовика XV Франсуа Лемуаном в 1733-1736 гг. и находящегося в Мраморном зале Больших апартаментов Версальского дворца. В ходе реставрационных работ с 1999 по 2001 гг. проведены комплексные искусствоведческие и научно-технические исследования с целью лучшего изучения этого шедевра французской декоративной живописи. Выполнены обследования состояния сохранности живописи, определены объемы предыдущих реставраций, которые значительным образом изменили внешний вид декоративной живописи. Предварительный план реставрации составлен на основе выбора методов и средств, единых для всех реставраторов Научно-исследовательского и реставрационного центра музеев Франции, принимавших участие в реставрации. Проведено изучение техники исполнения, историческое исследование создания живописи. С помощью ИК-рефлектографии локализованы и изучены записи, сделаны снимки в боковом свете, а также в УФ- и ИК-лучах, что позволило определить отставания и записи красочного слоя и глубже изучить его. Холст – пеньковое полотно средней зернистости – прикреплен на известковую обмазку клеем, традиционно использовавшимся для больших декоративных полотен. Имеющиеся отставания холста, наступившие некоторое время спустя после окончания работы, указывают на его преждевременную хрупкость и утрату клеящей способности, вызванное расслоением клея в результате высыхания масла и инфильтрации дождевой воды. Светло-бежевый грунт подготовлен на основе свинцовых белил и масла, слегка тонированных углем и охрой. Изучение использованных пигментов показало, что художник использовал ограниченную гамму цветов, которыми он достиг большого цветового разнообразия. Реставрация была проведена в три этапа: раскрытие, или дереставрация, укрепление структуры грунта и восполнение утрат красочного слоя. Многочисленные тесты на растворимость позволили выбрать единый для всех растворитель и метод очистки. После удаления поверхностных слоев лака и записей были обнаружены следы предыдущих реставраций, которые были удалены. Укреплены локально отстающие части грунта, восполнены утраты, появившиеся в результате коррозии и разрывов полотна, Все повреждения (кракелюры), связанные с техникой исполнения художника, оставлены без изменений. Проведено минимальное восполнение утрат с учетом исключительного состояния сохранности полотна, тщательно выписанного как станковая живопись.