Брегман Н.Г. Консервация настенной живописи Дионисия и ее отражение в реставрационной документации // Ферапонтовский сборник. VI. – М.: «Индрик», 2002. – С. 320-327.

В статье указывается, что благодаря новым методикам хранения и консервации живописи созданы теоретические и практические предпосылки для оптимизации условий консервации росписей. Их состояние контролируется не только приборными методами, но также мониторингом с помощью реставрационной документации. Научно-реставрационная фотодокументация является специфической формой художественной репродукции живописи, передающей все особенности последней, включая разрушения как видимые, так и недоступные невооруженному глазу, все виды загрязнений, напластований, чинок, поновлений и т.п. Автор приходит к выводу, что часть реставрационной документации, связанной с иконографическими описаниями, общей характеристикой состояния отдельных композиций, и фотографии общих видов композиций собора являются обязательной частью в любой научной публикации росписей собора. Микроскопия живописи определила необходимость введения в практику музейного хранения мониторинга состояния сохранности живописи с использованием средств компьютерного архивирования реставрационной документации. Описывается схема изготовления реставрационной документации, включающая обязательные описания и картографирование консервационных работ, в том числе с использованием лазерных компакт-дисков по технологии CD-ROM. Такой вид документирования можно считать способом компьютерного моделирования объекта консервации (например, росписей Дионисия в соборе Рождества Богородицы), что также позволяет создавать банк изобразительных данных. Автор полагает, что создаваемая реставрационная документация позволяет осуществлять контроль состояния сохранности живописи, иметь сравнительный фотодокументальный материал для изучения других росписей.