ГОсНИИРГосударственный научно-исследовательский институт реставрации

Frosinini C. Bellucci R., Castelli C. Croce dipinta. Maestro Guglielmo, 1138. Sarzana (La Spezia). Cattedrale di S. Maria Assunta // Sezioni Restauro. Settore Restauro Dipinti Mobili. Opificio delle Pietre Dure.– 2002 (ит.).

Перед проведением реставрации полихромного деревянного распятия, хранившегося в Соборе в Сарцане, были проведены иконографическое и стилистическое исследования, установлены дата изготовления (1138 г.) и авторство мастера Гульельмо. Речь идет об одном из редких экземпляров живописи на деревянном панно XII в., сохранившихся до настоящего времени и представляющих подлинный стилистический и технический архетип тосканской живописной школы. Живопись, выполненная на доске из каштанового дерева по типичной для этой местности технологии (в последствии это дерево было заменено тополем), представляет собой характерные черты эпохи позднего средневековья, описанной в некоторых трактатах по искусству того времени. Некоторое время спустя после своего создания живопись претерпела значительные изменения – почти полностью была переписана фигура Христа. Однако сохранился первоначальный рисунок, который был определен благодаря рентгенографическим и рефлектографическим исследованиям. Остаются пока неясными причины такой обширной переделки: была ли это реставрация или изменение моды? Уже в настоящее время, в 1947-48 гг. была проведена и документирована реставрация. Распятие представляло сложную проблему для реставрации, как с технической, так и стилистической точки зрения. Основные проблемы были связаны с деликатной очисткой живописной поверхности и с укреплением деревянной основы, имеющей серьезные повреждения. Современная реставрация основывалась на сохранении исторической ценности памятника культуры, оставив, однако, старинную переделку и максимально ограничив восстановление утрат красочного слоя. Углубленные исследования позволили применить новые методы очистки с использованием водных растворов и избежать агрессивных растворителей. Полный отчет о реставрации и связанных с ней проблемах приведен в книге: Pinxit Guillielmus. Il Restauro della Croce di Sarzana. А cura di M.Ciatti, C. Frosinini, R. Bellucci, ed. Edifir, Firenze, 2001.

Мы используем cookie

Во время посещения сайта gosniir.ru (Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение «Государственный научно-исследовательский институт реставрации») вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Подробнее...

ПОНЯТНО, СПАСИБО