Комиссия по раскрытию и сохранению памятников древнерусской живописи

В 2008 г. исполняется 90 лет со дня образования Комиссии по раскрытию и сохранению памятников древнерусской живописи – одного из первых послереволюционных учреждений в фундаменте формирующейся государственной системы охраны культурного наследия.

Октябрьская революция 1917 года открыла новые возможности для постановки дела охраны, реставрации и изучения памятников искусства и старины в общегосударственном масштабе.

В ноябре 1917 г. Петроградский Исполнительный комитет Совета рабочих и крестьянских депутатов обнародовал воззвание: «Граждане, старые хозяева ушли, после них осталось огромное наследство. Теперь оно принадлежит всему народу. Граждане, берегите это наследство, берегите картины, статуи, здания, старые вещи, документы – все это ваша история, ваша гордость. Помните, что все это почва, на которой вырастает ваше новое народное искусство».

В условиях нового государственного строя, когда огромное число памятников вследствие национализации утратило своих прежних владельцев и свои функции, потребовалось создание органов, отвечающих за сохранение увеличивающегося массива культурных ценностей. Прерывается традиция охраны памятников, основанная на том, что большинство из них находились в собственности частных лиц или церкви, следивших за их сохранностью. Охрана памятников в новом государстве в начальный период входит в компетенции органов, находившихся в структуре народного образования. Руководство и координацию их деятельности осуществлял Отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины (Музейный отдел), входивший в состав созданной в мае 1918 года Коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины при Народном комиссариате просвещения РСФСР, который возглавлял А.В. Луначарский.

Одним из организаторов Коллегии был И.Э. Грабарь, использовавший появившиеся новые возможности для выявления, спасения, историко-искусствоведческого изучения памятников и, в частности, произведений древнерусской живописи.

На первом же заседании Коллегии И.Э. Грабарь внес предложение о «предварительных изысканиях по отысканию фресок А. Рублева в Спасо-Андроньевом монастыре», на стенах которого «под позднейшими слоями краски, по всем данным, должны быть фрески знаменитого А. Рублева» (цит. по: Рославский В.М. Становление учреждений и реставрации памятников искусства и старины в РСФСР. 1917-1921 гг. Игорь Грабарь и реставрация. М., 2004. С. 87). По инициативе И.Э. грабаря в составе Коллегии и Музейного отдела в июне 1918 г. была создана Комиссия по реставрации памятников иконописи и живописи в Москве и ее окрестностях, называвшаяся также Всероссийской комиссией по сохранению и раскрытию памятников древнерусской живописи, с иконописно-реставрационной мастерской. Возглавил Комиссию И.Э. Грабарь, реставрационную мастерскую – известный реставратор Г.О. Чириков. Целью Комиссии были разыскания и расчистка древних памятников русской живописи, разработка принципов их реставрации. К работе в Комиссии были привлечены кадры опытных, преимущественно мстерских реставраторов из старых иконописных мастерских, имеющие опыт расчистки икон и фресок. Научное руководство Комиссией осуществляли наряду с И.Э. Грабарем А.И. Анисимов, В.Т. Георгиевский, Н.Д. Протасов, продолжительное время – П.П. Муратов, А.В. Грищенко, Н.М. Щекотов. В группу реставраторов входили Г.О. Чириков, П.И. Брягины, И.А. Баранов, М.И. и А.А. Тюлины, И.И. Суслов, Ф.А. Модоров, В.Н. Овчинников, В.О. Кириков, В.К. Тарыгин, А.И. Израсцов, П.И. Цепков, И.П. Догадин, И.Н. и Н.П. Клыковы, А.П. Михайлов.

Перед Комиссией были поставлены серьезные задачи – «раскрыть и выяснить основные черты локальных художественных школ древних русских княжеств – предшественников московской школы живописи, попытаться осветить деятельность прославленных мастеров русского средневековья – Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия Глушицкого и Дионисия Ферапонтовского» (цит. по: Подобедова О.И. Предисловие к сб. «Игорь Эммануилович Грабарь о древнерусском искусстве». М., 1966. С. 14). Столь широкие научные задачи Комиссия решала, распространяя свою деятельность на поиск памятников древней живописи не только в Москве, но и в других старых русских городах – Владимире, Суздале, Боголюбове, Новгороде, Ростове Великом, Ярославле, Костроме, Рязани, Вологде, Кириллове, Ферапонтово, Сольвычегодске, Архангельске и др. В эти города направлялись экспедиции сотрудников Комиссии, ученых-искусствоведов и реставраторов, проводились комплексные научно-исследовательские и реставрационные работы. Результатом экспедиций 1919-1923 гг. был огромный научно-художественный материал, большое число расчищенных икон, описания и фотографии памятников. Вновь открытые членами Комиссии памятники древнерусской живописи демонстрировались на реставрационной выставке 1920 г. в Москве и русской выставке в Берлине в 1922 г.

В числе раскрытых и укрепленных уникальных памятников древнерусской живописи во Владимире фрески XII века в Дмитровском соборе, фрески А. Рублева в Успенском соборе, иконы Богоматери «Боголюбская» XII в., «Максимовская» рубежа XIII-XIV вв., «Владимирская» начала XV в., иконостас работы Феофана Грека и Андрея Рублева в Благовещенском соборе Московского Кремля, иконы «звенигородского чина» А. Рублева, «Троица» А. Рублева из Троице-Сергиевой лавры, иконы XV века из иконостаса собора Кирилло-Белозерского монастыря, иконы «Богоматерь Федоровская» XIII в. из Костромы, «Богоматерь Толгская» XIV в. из Толгского монастыря, «Спас» XIII в. из ярославского кафедрального собора, кашинские иконы XV в., ряд новгородских икон из церквей и монастырей Новгорода, среди которых «Борис и Глеб» XIV в., «Никола в житии» конца XIV в., «Земная жизнь Иисуса Христа» начала XV в. из Борисоглебской церкви, фрески Феофана Грека в Спасо-Преображенском храме Новгорода и мн. др.

Интенсивные открытия Комиссии продолжались в течение 3-х лет, с 1918 по 1921 гг. В последующие годы ее существования деятельность Комиссии была затруднена по причинам в основном экономического характера. Изменения в экономической политике государства привели к острой нехватке средств на производство реставрационных работ, проведение экспедиций, к необходимости сокращать штаты сотрудников.

Несмотря на небольшой срок существования, до 1924 года, деятельность Комиссии внесла значительный вклад в теорию и практику сохранения культурного наследия страны. Работа Комиссии состояла не только в практических реставрационных мероприятиях. Каждое из них сопровождалось научным исследованием памятника. Результаты исследовательской работы отражены в трудах И.Э. Грабаря, А.И. Анисимова, П.П. Муратова и до настоящего времени вызывают интерес историков искусства, реставраторов. Комиссия сыграла большую роль в становлении реставрации как научной дисциплины. «Никаких домыслов, – писал И.Э. Грабарь, – дополнений по чутью, по догадке, словом, никакой любительской отсебятины, а лишь раскрытие памятника от наслоений, да и то лишь таких наслоений, которые не имеют самодовлеющей историко-археологической ценности» (Грабарь И.Э. Реставрация у нас и на Западе // Наука и искусство. № 1. 1926. С. 91). Именно этот принцип лежал в основе работы Комиссии. Научный подход к реставрации памятников оказал непосредственное влияние на направление развития советской реставрационной школы.

Литература о деятельности Комиссии по сохранению и раскрытию памятников древнерусской живописи, ее сотрудниках

  1. Анисимов А.И. В поисках древнерусской живописи (по Казанской земле) // Казанский музейный вестник. № 3-4. 1920. С. 28-33.
  2. Анисимов А.И. История Владимирской иконы в свете реставрации // Труды Секции искусствознания Института археологии и искусствознания РАНИОН. Вып. 2. М., 1928. С. 93-107.
  3. Анисимов А.И. Проект реставрации св. Софии Киевской // Художественная жизнь. № 3. 1920.
  4. Анисимов А.И. Раскрытие памятников древнерусской живописи // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Т. XXV. Вып. 3. Казань, 1920. С. 267-280.
  5. Анисимов А.И. Реставрация древней русской живописи в Ярославле. 1919-1926. М., 1936.
  6. Антонова В. Искусный мастер. К 70-летию художника-реставратора И.А. Баранова // Искусство. № 6. 1959. С. 73-74.
  7. Баранов В.В. Г.О. Чириков. Автобиография. 1926 год // Художественное наследие. Вып. 18. М.: ГосНИИР, 2000. С. 121-124.
  8. Вздорнов Г.И. Александр Иванович Анисимов (1877-1932) // Советское искусствознание 1982. Вып. 2. М., 1984.
  9. Вздорнов Г.И. Комиссия по сохранению и раскрытию памятников древней живописи в России. 1918-1924 // Сов. искусствознание 80. Вып. 2. М., 1981. С. 306-330.
  10. Вздорнов Г.И. Неизданная статья А.И. Анисимова о Г.О. Чирикове (публикация, вступительная статья, комментарии) // Вопросы искусствознания. № 2-3. 1994.
  11. Вздорнов Г.И. Реставрация и наука. Очерки по истории открытия и изучения древнерусской живописи. М.: Индрик. 2006. С. 57-88.
  12. Грабарь И.Э. Александр Алексеевич Тюлин // Художественная жизнь. № 2. М., 1920.
  13. Грабарь И.Э. Восемь лет реставрационной работы // Вопросы истории. Вып. 1. М., 1926.
  14. Грабарь И.Э. Моя жизнь. Автомонография. М.-Л., 1937.
  15. Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. Исследования, реставрация и охрана памятников. М., 1966.
  16. Грабарь И.Э. О русской архитектуре. Исследования. Охрана памятников. М., 1969.
  17. Грабарь И.Э. Раскрытие памятников живописи // Художественная жизнь. 1919. № 1. С. 8-10. Грабарь И.Э. Расчистка древнерусского иконного письма // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Т. XXV. Вып. 3. Казань, 1920. С. 281-286.
  18. Крылова Л.Н. И.Э. Грабарь и охрана памятников. Четыре этапа его жизни: свободный человек, свободный художник, общественный деятель, государственный служащий // Грабаревские чтения. Вып. 5. М., 2003. С. 10-19.
  19. Кызласова И.Л. Александр Иванович Анисимов (1877-1937). М., 2000.
  20. Кызласова И.Л. Два письма Г.О. Чирикова из ссылки: «Я слышал… собираются укреплять фрески Спаса Нередицы» // Новгородский архивный вестник. Великий Новгород. Вып. 5. 2005. С. 84-94.
  21. Кызласова И.Л. История отечественной науки об искусстве Византии и Древней Руси. 1920-1930 годы. По материалам архивов. М., 2000. С. 325-374.
  22. Кызласова И.Л. О Павле Ивановиче Юкине (1883-1945) // Новгородский архивный вестник. Великий Новгород. Вып. 6. 2007. С. 249-273.
  23. Левинсон Н.Р. Реставрационные работы Главмузея на русской выставке в Берлине // Среди коллекционеров. № 1. 1922. С. 67-69.
  24. Левинсон Н.Р. Реставрация памятников древнерусской живописи // Русское искусство. № 1. 1923.
  25. Протасов Н.Д. Кашинские памятники // Известия РАИМК. Т. 1. Пг., 1921. С. 33-40.
  26. Протасов Н.Д. О научных задачах в технике живописно-реставрационных работ // Казанский музейный вестник. № 3-6. Казань, 1921. С. 121-127.
  27. Рославский В.М. Проблема возрождения отечественной реставрации в деятельности Комиссии по сохранению и раскрытию памятников древнерусской живописи. 1918 // Грабаревские чтения. Вып. 4. М., 2003. С. 40-51.
  28. Рославский В.М. Становление учреждений охраны и реставрации памятников искусства и старины в РСФСР. 1917-1921 гг. Игорь Грабарь и реставрация. М., 2004.
  29. Седов Д.А. Открытие памятников древнерусской живописи эпохи Андрея Рублева в Звенигородском Успенском соборе в 1918 г. // Художественное наследие. Вып. 21. М., 2004. С. 11-14.
  30. Семечкин П.А. Отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Наркомпроса РСФСР. Изменения в составе центральных реставрационных организаций в 1918-1934 гг. // Грабаревские чтения. Вып. 5. М., 2003. С. 52-63.
Поделиться