1960-е годы: первые Положение о комиссии и квалификационные характеристики
Для выполнения одной из главных задач аттестации – предотвращение порчи и разрушения произведений искусства малоопытными реставраторами или случайными лицами – требовалось расширить круг специализаций, подлежащих аттестации. В 1961 г. в приказе МК СССР от 7 декабря № 495 «Об аттестации реставраторов» отмечалось, что «одним из существенных препятствий к дальнейшему повышению уровня реставрационного дела в нашей стране является недостаточное количество хорошо обученных реставраторов, особенно в области скульптуры и прикладного искусства». Этим приказом расширялись функции Комиссии, которой предоставлялось право аттестовывать также реставраторов монументальной живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства. Были также установлены обязательные требования к образованию и стажу работы реставраторов, которые учитывались при аттестации на ту или иную категорию. Тем же приказом были утверждены «Положение о Комиссии по аттестации», квалификационные характеристики и формы типовых удостоверений. Согласно «Положению» аттестации стали подлежать специалисты по реставрации станковой масляной и темперной живописи, монументальной фресковой и темперной живописи, по реставрации скульптуры, произведений графики, реставраторы художественной керамики и стекла, художественных изделий из металла, ткани, кожи, кости и рога. Для каждой категории и специализации были выработаны квалификационные характеристики с возрастающей сложностью выполняемых работ. Квалификационные характеристики имели два раздела. В первом разделе содержалась характеристика работ, которые должен был выполнять реставратор, во втором – устанавливались требования к тому, что должен был знать реставратор, работая с произведениями музейно-художественной ценности. Квалификация присваивалась лицам, работавшим по специальности не менее двух лет и «обнаружившим знания по специальности в объеме соответствующей специализации квалификационных характеристик». Реставраторам, аттестованным Комиссией, выдавалось удостоверение установленного образца с указанием специальности и присвоенной категории. С этого же времени ведение делопроизводства Комиссии было возложено на Всесоюзную центральную научно-исследовательскую лабораторию по консервации и реставрации музейных художественных ценностей (ВЦНИЛКР, позже – ВНИИР, ныне – ГосНИИР).
Состав Комиссии по секциям, состоявшим из ведущих специалистов в области реставрации и охраны памятников, а также ее решения о присвоении реставратору категории утверждались заместителем министра культуры СССР.
Приказом № 495 утверждался новый состав Комиссии, председателем которой назначался ученый секретарь ГМИИ А.А. Губер, заместителем – В.В. Филатов, ответственным секретарем – Н.Н. Померанцев. Секцию живописи возглавил П.Д. Корин, секцию графики – Е.А. Костикова, секцию скульптуры и прикладного искусства – реставратор ГМИИ М.А. Александровский. Входящим в состав Комиссии известным реставраторам М.Ф. Иванову-Чуронову из ГТГ, А.Б. Бриндарову из Русского музея, Н.Е. Кнорре из ГМИИ, Е.А. Костиковой, Ю.П. Нюкша из ГПБ им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.А. Черемисиной из ГБЛ, М.А. Александровскому, С.И. Скопинцевой из ГИМ и Н.И. Трофимову (ВЦНИЛКР) этим приказом присваивалась высшая квалификация, учитывая их большой опыт практической работы.