Проблема выбора современных материалов для реставрации кожаных переплётов

А. А. Цхай

Задача по сохранению кожаных переплетов очень непростая. Рукописи, книги постоянно востребованы, а поэтому при реставрации необходимо учитывать факт, что они постоянно используются исследователями и читателями. Проводя реставрационные работы кожаных переплетов, необходимо помнить, что «конструкция» должна быть гибкой и прочной. В шарнирных местах (где книги открываются и закрываются многократно) используемые материалы должны быть эластичными и долговечными. Книга должна легко открываться, чтобы был удобный доступ к самому тексту. Поэтому, использование материалов, дающих жесткую «пленку» исключено.

Известно, что со временем меняются не только физико-механические свойства кожи, но происходят изменения в ее химическом составе[1] [1]. Эти процессы связаны и с особенностями «молекулярного» строения самого материала[2], и с процессами обработки, и с используемыми веществами при производстве кожи, а также с воздействием внешних, агрессивных агентов. В итоге, реставраторы работают уже с результатом химической реакцией, причем сложной, «многоступенчатой».

Свойства кожи (в том числе эластичность и механическая устойчивость), зависят от типа шкуры различных животных. Каждый вид кожи имеет характерную структуру. В зависимости от выбранного сырья (теленок, козы, овцы и т.д.) получают кожу различной толщины [3], и различается соотношение общей толщины к «зернистому» верхнему слою. Нужно помнить, что механические свойства кожи зависят и от того из какой части кожи изготовлен предмет (в нашем случае, какую часть шкуры пустили на переплет). Например, прочность кожи возрастает, а эластичность уменьшается в направлении параллельном основным линиям расположения волокон[3]. Прочность кожи и ее свойства зависят и от ее общей толщины, но и от доли дермы «ткани» и мездровой части. Чем толще верхний, «гладкий» слой кожи и тоньше мездровый слой – тем менее прочная кожа[4].

Основные причины разрушения старой кожи две – это кислотный гидролиз и окисление, эти процессы отличаются друг от друга по механизмам и результатам.  Реакции проходят по сложному механизму: гидролиз идет за счет соединений серы и азота в воздухе, а окисление за счет кислорода и радикалов. Но гидролиз оказывает ингибирующее действие на окислительный процесс, а продукты распада жиров и дубящих веществ – способствовать как гидролизу, так и окислению. Таким образом, реакция идет на нескольких уровнях. Эти процессы происходят под влиянием агентов из окружающей среды, при участии внутренней связанной и свободной воды, входящей в структуру коллагена. Катализаторам этих процессов являются: повышение температуры (или скачки) и свет.

Одним из самым агрессивных внешним разрушающим агентом является пыль. Пыль может быть гигроскопичной и повышать влагосодержание материалов [5]. Минеральная пыль, в частности сажа, побелка, штукатурка, опасна для книги тем, что проникая в структуру кожи, может ее разрушать [6]. Особенно быстро этот процесс идет на местах разрывов и утрат, а именно по краям. Именно поэтому в местах разрывов кожа сильно деструктирована. Удалить такие загрязнения крайне сложно [7].

Таковы основные причины разрушения кожаных покрытий.

Одним из важных этапов реставрации – это очистка кожаного покрытия от поверхностных загрязнений, в том числе продуктов распада.

Для испытания нами были выбраны 7 составов для очистки кожи:

  • Водно-спиртовой раствор реставрационной желчи (состав 1);
  • паста-гель Clian Cover Gel (состав 2);
  • твердые мыла детское и седельное, взбитые с водой до  кремообразного состояния (составы 3 и 4);
  • эмульсионный очищающий состав разработки ЦНИИКП (состав 5);
  • ПАВ АЛМ-7, Густой прозрачный гель. Производство Нижний Новгород. (Состав 6);
  • Цемессол (НИИОПИК, г.Москва) (Состав 7).

Процесс очистки должен идти быстро, чтобы не допустить набухания кожи, и, в тоже время эффективно. Поэтому для оптимизации работы материалов, необходимо исследовать лаковое покрытие переплета (если оно есть) и выбрать растворитель, который бы позволял улучшить свойства материала и (или) сделать очистку послойной. Таким образом, у нас получилось 44 состава. Для исследования выбрали трех видах кожаного покрытия 18-19 вв. Каждый кусок кожи был разбит с помощью клейкой ленты на фрагменты, на которых мы и проводили испытания.

Критерием времени нанесения средства были:

  • появление фрагментов красителя на ватном тампоне;
  • начало разбухания кожи;

Эффективность моющих средств оценивали по следующим критериям:

  • визуальный контроль и фотофиксация;
  • сравнительные анализ Ик спектров: кожа, моющее средство; кожа после очистки;
  • влияние моющего средства на изменение цветовых характеристик после старения: до обработки, после очистки, после климатической камеры.

В ходе работы нами была разработана методика очистки кожаных покрытий переплетов:

  • убрать верхние поверхностные загрязнения сухим и отжатым (сильно) ватным тампоном;
  • определить наличие на поверхности лакового покрытия и изучить его свойства (растворимость);
  • проверить действие очищающего состава на небольшом фрагменте оригинальной кожи;
  • Для оптимизации технологических свойств составов необходимо подобрать растворитель. Если очищающий состав не работает: отжатым тампоном, смоченным в растворителе (спирт), круговыми движениями в течение нескольких секунд. При необходимости повторить. В том случае, если состав работает очень быстро (быстрое появление красителя на тампоне), необходимо ввести растворитель в состав чистящего материала: растворитель (например, уайт-спирит) (Р)/чистящий состав (ЧС):1/2; 1:1; 2:1. Нужно помнить, что очистка должна проходит послойно.
  • После каждой обработки оригинальной кожи чистящим материалом, удалять излишки отжатым ватным тампоном, смоченным в воде;
  • Если на ватном тампоне появляются частички красителя – очистку необходимо остановить.

В результате исследований были отобраны 4 оптимальных состава, которые были апробированы на контрольном образце – переплетной коже, наклеенной на переплетную доску (Ил. 1):

  • Clian Cover Gel (Состав 2);
  • Седельное мыло (Состав 4: Водная мыльная пена; 1:1);
  • ЦНИИКП  (состав 5-1: Состав ЦНИИКП/уайт-спирит=2/1объем.);
  • АЛМ-7 (Состав 6-1: 20%-й водно-спиртовой раствор  АЛМ-7 (ИПС/вода = 20/80масс.);  раствор прозрачный.).

Эти четыре состава нанесли переплетную крышку по разработанной методике: очистка ватным тампоном, размягчение растворителем лака, очистка моющим составом. В результате проведенных мероприятий, кожаная поверхность была очищена от поверхностных и устойчивых поверхностных загрязнений (Ил. 2).

После очистки, на кожу нанесли жирующие составы: смазка для кожи Leather Grease (Германия); соус для кожи, разработанный Нью-Йоркской национальной библиотекой (на основе ланолина); жирующий синтетический состав, разработанный ЦНИИКП жирующий состав[4]; эмульсия Cire 213 (Парижская национальная библиотека)[5].

Составы наносили ватным тампоном, круговыми движениями. Через 10 минут, излишки смазки удаляли мягкой фланелей тканью. После обработки смягчающими материалами, поверхность кожи стала более мягкой, эластичной. Проверка изменения твердости материала до и после обработки, показала, что после обработки твердость практические не изменилась (твердость не уменьшилась). Так как перед нами не стояла задачи «прожировать» всю кожу насквозь (что совершенно и не приемлемо, когда мы имеем дело с переплетной кожей), можно говорить о том, что произошло размягчения верхнего слоя. Таким образом, составы могут быть использованы для консервации кожаного переплетного покрытия, которое утратило свою эластичность (например, для придания эластичности шарнирных мест).

После испытаний жирующих материалов в климатической камере, стало понятно, что кожа стала более жесткой, чем до обработки жирующими материалами.

В результате проведенного исследования мы столкнулись с одной из самых сложных проблем последних лет, то о чем спорят отечественные и зарубежные реставраторы[6] – вред и польза жирующих материалов. Однозначного решения данного вопроса быть не может, «книга должна жить». И пока, на сегодняшний момент, решение этой проблемы таково: обязательный контроль за состоянием сохранности отреставрированных переплетов. При необходимости проводить очистку кожи от загрязнений, в том числе продуктов разложения, вызванных, в том числе автоокислением ненасыщенных кислот из жировых смазок и затем, повторное жирование. Хранение книг в кожаных переплетах в специальных коробках из консервационного картона.

В дальнейшем необходимо продолжить исследование, поиск оптимального жирующего материала и разработать методику восстановления сильно разрушенной переплетной кожи (по своим разрушениям похожей на археологическую кожу).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Mary-Lou E. Florian. Conservation of leather and related materials. 331 P.
  2. Страйер Л. Биохимия в 3 томах.— Москва: Мир, 1984.
  3. Страхов И. П. Химия и технология кожи и меха. М. 1985. С. 110-119, 279.
  4. Шевлягин И. И. Кожевенное производство. Выделка подошвенных кож, юфти, опойков, сафьяна. Горная типография. 1908.
  5. Стеблевский В. И., Николаева Н. К. / Сост. Консервация и реставрация книг: методические рекомендации. ВГБИЛ. М., 1987.
  6. Лантрова О. Б., Яхнин Е. Д., Перминова О. И., Степанова Т. И. Анализ пыли в книгохранилищах Российской Национальной Библиотеки // Консервация и реставрация памятников истории и культуры.  Экспресс-информ. Вып. 2.  М.: Изд. РГБ, 1998. С. 24-33.
  7. Естественное старение документов и книг и влияние на них внешних факторов. Труды лаборатории консервации и реставрации документов Санкт-Петербургского филиала Архива РАН. Выпуск I. Хранение и реставрация документов: методические рекомендации. Под ред. К. И. Андреевой и Н. П. Конопневой. СПб., 2008.

 

[1] Mary-Lou E. Florian. Conservation of leather and related materials. С 23.

[2] Эта трехмерная тканная структура является основой кожи и определяет ее уникальные физические свойства: гибкость, устойчивость к разрыву, к нагрузкам, истиранию, прокалыванию, пластичность, способность растягиваться и сжиматься[3].

[3] По этой причине, для определения прочности кожи выбирают два образца: один выбирают параллельно хребту, второй образец выбирают под углом 90 градусов к хребту.

[4] Жирующий препарат ЦНИИКП перед началом работы разбавили водой 1:1, получили эмульсию белого цвета.

[5] Все материалы дают незначительное потемнение кожи.

[6] Авторы исследования, Hallebeek и Soest (1981), отмечают, что традиционно кожаные переплеты обрабатывали различными жирующими смазками, чтобы вернуть им эластичность. Исследования показали, что избыток «масла» замещает в коже часть внутренней воды, что приводит к увеличению ее жесткости (Hallebeek и Soest, 1981). Таким образом, масло не только не консервирует кожу, но и разрушает ее. [1]Mary-Lou E. Florian. Conservation of leather and related materials. P. 40.

Поделиться