Знамя пехотное (Свеаборгского полка ?) с двусторонней живописью. Россия. 1813-1815

 

В 2006 г. в отделе произведений прикладного искусства ГосНИИР находилось на реставрации знамя пехотное, шелковое, с двусторонней росписью из музея-панорамы «Бородинская битва». По предварительным исследованиям знамя с такой расцветкой (зеленый Георгиевский крест и желтые углы и средник) могло принадлежать Свеаборгскому гарнизонному полку.

Знамя было реставрировано в первой половине ХХ в.

В процессе бытования материалы, использованные ранее (клеевое дублирование на коричневый х/б тюль мучным клеем), утратили свои качества, и состояние сохранности экспоната, как ткани, так и живописи, стало крайне неудовлетворительным. Шелковая ткань стала очень хрупкой, пересушенной, по внешним углам дублировочный материал отошел. По всей поверхности живописи красочный слой отставал от полимента. Возникла угроза утраты авторской живописи.

Знамя было снято с прежней дублировочной основы, промыто от загрязнений и остатков мучного клея на вакуумном столе. Пластификация проведена 3% водным раствором полиэтиленгликоля 400. Осуществлено новое клеевое дублирование на тонированный газ, на который был напылен 5% А-45-К. Дублирование осуществлено по методике, применяемой при реставрации археологического текстиля, разработанной специалистами научно-исследовательской группы «Исторический Некрополь».

При реставрации решались не только технические, но и этические проблемы вмешательства в процесс бытования памятника.

Поскольку средник и зеленый шелк креста находились в относительно удовлетворительном состоянии, не считая живописи, реставраторам хотелось сохранить подлинную ткань, доступной для обозрения и исследования. Перекрывалась тонированным газом та же сторона, что и при предыдущей реставрации. Утраты на желтом и зеленом шелке были восполнены трехслойным газом.

Внешние углы восполнены в размер и дополнительно укреплены иглой по контуру утраты. Углы перекрыты газом с двух сторон, зеленый крест – с одной стороны. Центральный круг не перекрывался, т. к. состояние ткани после промывки и пластификации не требовало дополнительных вмешательств.

Живопись была укреплена, восстановлена связь между красочным слоем, полиментом и основой. Укрепление проводилось гидроксиметилцеллюлозой.