«Ангел с крестом». Скульптура. Россия. XVIII в.

 

Скульптура была установлена на куполе храма Иконы Гребневской Божией Матери. Возникновение церкви на данном месте и название села Гребнева связано с возвращением князя Дмитрия Донского с Куликовской битвы в сопровождении гребенских казаков, подаривших ему образ Гребневской Божией Матери. В честь этой иконы в 1786-1791 гг. по проекту архитекторов Ивана Ветрова и Степана Грязнова была построена церковь. Кто делал скульптуру ангела, неизвестно, аналогов этой удивительной фигуре нет.

Золоченые фигура и крест изготовлены отдельными фрагментами из листовой латуни. Детали фигуры укреплены на деревянной основе гвоздями.

Необходимость реставрации возникла из-за того, что крест, который ангел «придерживает» левой рукой, оторвался, был сломан и затем заменен деревянным крестом. Кроме того, на фигуре и кресте были утраты металла, деформации, большое количество вмятин и пулевых пробоин. Несколько пуль застряло в металле. Крепление правой руки и головы фигуры ослабло из-за разрушения деревянной основы.

Сусальное золочение позднего времени имело отслоения, трещины грунта, потертости.

Для проведения реставрации оказалось необходимым снять все детали фигуры с деревянной основы, чтобы выправить деформации, заделать пробоины, очистить от загрязнений, положить новую позолоту и законсервировать оборотную сторону деталей.

После демонтажа деталей выяснилось, что деревянная основа фигуры и её железный каркас тоже требуют реставрации, а дерево и железо внутри креста разрушены настолько, что уже не могут служить несущими элементами и должны быть заменены.

Работа над деревянной основой фигуры велась на куполе храма, без её демонтажа. Открытые части железного каркаса были очищены от ржавчины, обработаны пассивирующим составом и окрашены. Поверхность дерева очищена, пропитана укрепляющим и антисептическим составом, заменены разрушившиеся вставки, закрывающие железный каркас.

Реставрация снятых деталей проводилась в мастерской. Во время пробной расчистки под сусальной позолотой выявилось авторское огневое золочение, которое необходимо было сохранить.

Коррозионное состояние металла под ним требовало, с учетом установки фигуры на открытом воздухе, дополнительной надежной консервации, в данном случае такой защитой может являться сусальное золочение.

В процессе работы была полностью расчищена лицевая поверхность металла, выправлена основная деформация, удалены продукты коррозии. Разрывы, трещины, края пробоин были сведены и сдублированы с оборота тонким латунным листом с помощью оловянно-свинцового припоя. С лицевой стороны мелкие утраты на этих местах зашпаклеваны полиэфирной шпаклевкой.

Восполнены из листовой латуни утраты металла у оснований крыльев и утраченные локоны на голове. После пассивации металла и консервации оборотной стороны на лицевую сторону деталей были положены грунт и позолота.

При восстановлении креста был изготовлен более жесткий, по сравнению с оригинальным, новый железный каркас и деревянные обкладки к нему. В результате анализа взаимного расположения сохранившихся частей была установлена схема их сборки, определяющая внешний вид креста.

После разборки крыльев было выявлено и устранено ремонтное нарушение монтажа их железного каркаса, влияющее на положение правого крыла по отношению к фигуре. Перед сборкой железный каркас креста и крыльев был обработан тем же способом, что и каркас фигуры.

Сборка деталей на основании проводилась при помощи латунных шурупов взамен прокорродировавших медных и поздних железных гвоздей.

Для крепления правой руки, головы и ступней ног были изготовлены новые деревянные вставки взамен утраченных.

Крест прикреплен к фигуре стальными шурупами с никелевым покрытием вместо разрушившихся медных гвоздей. Крылья смонтированы на болты с гайками вместо утраченных заклепок.

После сборки места крепления и головки шурупов дозолочены.

В результате реставрации фигура ангела с крестом обрела свой первоначальный облик, являясь уникальным завершением замечательного памятника русской архитектуры.